Всё обо Всём.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Всё обо Всём. » библиотека » Если вас остановил инспектор. Ваши права – 2011


Если вас остановил инспектор. Ваши права – 2011

Сообщений 11 страница 20 из 32

11

Мой ремень – моя безопасность

Останавливает сотрудник ГИБДД машину, подходит: – Проверка документов! Водитель:
– Гав-гав!
Инспектор испуганно отскакивает. Водитель:
– Не боись, я пристегнутый.

Пристегнут – не пристегнут... Сколько копий сломано в дискуссиях по поводу того, нужно ли заставлять водителей и пассажиров пристегиваться во время движения! Хотя неод- нократно доказано и подтверждено независимыми исследованиями: использование ремней безопасности многократно снижает риск водителя и пассажиров в случае (не дай, конечно, бог) дорожно-транспортного происшествия.
Как поступить, если инспектор остановил вас и утверждает, что вы или ваши пасса- жиры не были пристегнуты ремнем безопасности?
В первую очередь нужно вспомнить, а есть ли вообще у вас возможность пристег- нуться? Может, в вашем автомобиле конструктивно не предусмотрены ремни безопасности (например, если у вас «Волга» ГАЗ-21). В таком случае инспектор не имеет права применить санкции: ремни безопасности не предусмотрены конструкцией автомобиля.
Однако иногда встречаются инспекторы, начинающие откровенно «грузить» водителя, в машине которого отсутствуют, например, ремни безопасности для сидящих сзади пас- сажиров, по полной программе. От такого инспектора можно услышать все, что угодно: например, то, что ремни безопасности в случае их изначального отсутствия следует уста- новить либо своими силами, либо на специализированной станции технического обслу- живания (кстати, слышал ли кто-нибудь об СТО, которая специализируется на установке ремней безопасности?). Некоторые инспекторы имеют наглость утверждать, что такие авто- мобили вообще запрещено эксплуатировать и их можно помещать на штрафную площадку и т. д. Фантазия современных мюнхгаузенов поистине неистощима, поэтому комментировать подобные глупости сложно. Следует только четко запомнить: если в машине конструктивно не предусмотрены ремни безопасности, то никто не имеет права заставить водителя или владельца машины их установить, и уж тем более нельзя применять санкции к водителям таких машин.

http://se.uploads.ru/t/vF9fl.png

Если же инспектор настаивает на своем – это означает только одно: он желает полу- чить взятку. В таком случае предложите составить протокол об административном наруше- нии (причем проследите, чтобы в нем было указано именно то, что вы не пристегнулись ремнем безопасности, то есть нарушили п. 2.1.2 Правил дорожного движения) и, если ваш собеседник настолько глуп, что сделает это, в разделе объяснений изложите свою позицию. Здесь же добавьте, что у вас есть все основания утверждать, что инспектор некомпетентен в вопросе, которым он обязан владеть по долгу службы, и поэтому вы считаете, что необ- ходимо провести скрупулезную проверку на предмет его соответствия занимаемой должно- сти. Не забудьте в протоколе в тексте «Объяснение нарушителя» и «Подпись нарушителя» зачеркнуть слово «нарушителя» и вместо него написать «водителя».
Следует также помнить, что ремнями безопасности можно не пристегиваться обучаю- щему вождению, если за рулем находится обучаемый.
Однако даже если вы не были пристегнуты и по этой причине остановлены инспекто- ром, все равно можно постоять за себя. Например, утверждайте, что на самом деле были пристегнуты и отстегнулись только после остановки автомобиля, чтобы выйти из него к инспектору. В такой ситуации сотруднику ДПС сложно (а точнее, почти невозможно) будет доказать свою правоту. Если он все же настаивает, то требуйте составления протокола и в разделе объяснений напишите то, о чем сказано выше. Опровергнуть ваше утверждение будет весьма сложно.

0

12

Разметка? Какая разметка?

Сын спрашивает у отца:
– Папа, папа, а зебра – это такая лошадь мелированная?
– Нет, сынок, «зебра» – это дорожная разметка, обозначающая
пешеходный переход.
А лошадь мелированная – это наша мама...

Соблюдение или несоблюдение требований дорожной разметки – повод для возник- новения многочисленных споров между водителем и инспектором ГИБДД. Однако если хорошо знать свои права, то в общем и спорить-то не о чем.
Часто инспектор предъявляет водителю претензии в нарушении требований дорож- ной разметки (не там перестроился или пересек сплошную линию), когда она не очень-то и видна. Это бывает в случаях, когда, например, разметка затерлась от времени или ее не видно из-за грязи на дороге и т. п. В такой ситуации можно смело не соглашаться с инспектором, а если он настаивает на своем, потребовать составления протокола, в котором четко изложить собственную позицию. Будет неплохо, если удастся сфотографировать место нарушения с плохо видимой (или вообще невидимой) разметкой, а если это не представляется возмож- ным (не каждый же, в конце концов, возит с собой фотоаппарат), то попытаться найти сви- детелей, которые смогут подтвердить вашу правоту.
Иногда водитель вынужденно нарушает требования дорожной разметки. Например, если дорога в плохом состоянии, что, в общем-то, нормальное явление в современной России, иногда приходится перестраиваться, невзирая на разметку, или даже выезжать на встречную полосу через сплошную линию. Другой пример – когда нарушение требований дорожной разметки вызвано необходимостью объехать препятствие на дороге. Если в подоб- ной ситуации вас остановил инспектор и предъявил обвинение в нарушении Правил дорож- ного движения, следует спокойно объяснить ему, что ваши действия вызваны сложившейся дорожной обстановкой, а не лихачеством либо чем-то подобным. Не исключено, что фор- мально правота будет на стороне инспектора; тем не менее если он начнет настаивать на том, что вы – нарушитель, то можете не соглашаться с этим, потребовав от инспектора составле- ния протокола и подробно изложив в нем свою позицию.
Бывают на дороге и более серьезные ситуации – например, когда вы были вынуждены нарушить требования дорожной разметки, чтобы избежать дорожно-транспортного проис- шествия. В данном случае закон будет однозначно на вашей стороне.
Как известно, дорожная разметка может быть горизонтальной и вертикальной. Гори- зонтальная наносится на проезжую часть. Вертикальная отображается только в виде сочета- ния черных и белых полос, которые наносятся на дорожные сооружения и элементы дорож- ного оборудования.
Нарушение требований вертикальной разметки возможно только в «наборе» с ДТП: например, когда вы наехали на придорожный столбик, возвышающийся островок безопас- ности, опору моста и т. д. Если такой случай будет рассматриваться в присутствии инспек- тора ГИБДД, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что вас обвинят в совер- шении дорожно-транспортного происшествия со всеми вытекающими последствиями. Тем не менее и из такой непростой ситуации можно найти выход.
Во-первых, нужно посмотреть, достаточно ли четко была нанесена вертикальная раз- метка на объект, с которым вы столкнулись (столбик, опора моста и др.); этот факт имеет особенно важное значение, если ДТП произошло в темное время суток. Если разметка нане- сена нечетко, следует непременно отразить это в протоколе: не исключено, что в результате

последующего разбирательства вина за ДТП будет возложена на дорожные службы, которые наносят разметку, и на ГИБДД как на организацию, не обеспечившую должный контроль ее состояния. Нужно обратить внимание и на чистоту нанесенной разметки: возможно, дорож- ники не только не обновляли краску, но и несколько месяцев не смывали с разметки дорож- ную пыль и грязь.
Во-вторых, при разборе такого дорожно-транспортного происшествия можно ска- зать, что вы пытались, предположим, предотвратить наезд на пешехода, который перебегал дорогу в неустановленном месте. Если вас попросят назвать приметы пешехода, скажите, что не успели его толком рассмотреть (это вполне естественно в данной ситуации). Или можно, например, сообщить, что таким образом вы пытались избежать столкновения авто- мобилей. На просьбу инспектора: «Опишите автомобиль, который вынудил так поступить» – скажите что-нибудь абстрактное: «Да вот, темный «пассат» проскочил, но ни номера, ни особых примет я не заметил».
Иногда на дороге можно увидеть ситуацию, когда требования горизонтальной посто- янной дорожной разметки противоречат требованиям временной. И здесь инспектор может подловить водителя, стоящего перед выбором, какую разметку нарушить: постоянную или временную. Правила дорожного движения этот нюанс трактуют однозначно: если постоян- ная и временная дорожные разметки противоречат друг другу, то руководствоваться нужно требованиями временной разметки в сочетании с требованиями временных дорожных зна- ков, которые должны быть согласованы между собой.
А вот еще распространенная ситуация: предположим, вы едете по дороге, на которой нанесена постоянная разметка, временная разметка, а также стоят на переносных стойках временные дорожные знаки. Поскольку такая ситуация встречается не очень-то часто, то с непривычки можно и растеряться: как ехать дальше и каких требований следует придер- живаться в первую очередь? Кстати, неподалеку от таких мест вполне может находиться инспектор ГИБДД, и если он видит, что вы чувствуете себя неуверенно, то наверняка оста- новит вас, потирая руки в предвкушении предстоящей «воспита-тельно-наказательной» беседы. В этом случае надо четко помнить: если требования разметки (неважно какой – постоянной или временной) противоречат временным дорожным знакам, установленным на переносных стойках, руководствоваться надо требованиями временных знаков.
При этом следует учитывать: даже если четко знаете, как поступить в такой ситуации, и будете ехать в строгом соответствии с требованиями Правил дорожного движения, вас все равно может остановить инспектор и радостно задать какой-нибудь каверзный вопрос типа: «Так-так, требования разметки нарушаем? ». И ведь он будет стопроцентно прав! Если в данном случае ехать в соответствии с Правилами дорожного движения, то разметку дей- ствительно придется нарушить.
Обратите внимание, инспектор постановкой своего вопроса не предъявляет вам обви- нения в нарушении Правил дорожного движения, а лишь констатирует реально свершив- шийся факт: были нарушены требования разметки. Вы можете спокойно подождать, что же он будет делать дальше. Если инспектор вернет документы и пожелает счастливого пути, то все в порядке. А если он произнесет нечто вроде «ну и что делать будем?», то можете быть уверены – с вас вымогают взятку за не совершенное вами преступление. Конечно, говорить об этом инспектору прямо не стоит; зато можно веселым голосом произнести: «А вы что предлагаете? » И добавить, что, нарушив дорожную разметку, вы не отступили от буквы закона, поскольку в данном случае в соответствии с требованиями Правил дорожного дви- жения вам следовало руководствоваться именно временными знаками, а не дорожной раз- меткой (неважно, постоянная она или временная).
Не стоит забывать и еще один немаловажный нюанс: дорожная разметка может быть только установленных Правилами дорожного движения цветов. Например, если вы столкнулись с дорожным объектом (столбиком, высоким бордюром и т. п.), на котором была нане- сена вертикальная разметка не черно-белая, а, например, бело-синяя или красно-черная, то знайте: такие цвета не соответствуют вертикальной дорожной разметке. Поэтому ответ- ственность за дорожно-транспортное происшествие вполне можно возложить на дорожные службы, которые обязаны соблюдать правила нанесения разметки, а вкупе с ними – и на ГИБДД, поскольку именно эта организация должна следить за состоянием разметки.
То же касается и горизонтальной разметки: если вы видите, что разделительные полосы нанесены, например, светло-зеленым цветом (ну не было у дорожных служб белой краски, не подвезли вовремя), то смело можете их игнорировать. Вернее, в таком случае можно ехать по дороге, как будто на ней вообще отсутствует дорожная разметка: визуально определять попутное и противоположное направления, делить попутную проезжую часть на полосы, разворачиваться и делать левый поворот через сплошную (в том числе двойную) осевую линию (разумеется, если это не запрещено соответствующими дорожными знаками) и т. д. В данном случае любые претензии инспекторов ГИБДД по поводу несоблюдения дорожной разметки будут абсолютно необоснованными. Кстати, если при наличии горизон- тальной дорожной разметки, не соответствующей установленным цветам, на дороге про- изошло дорожно-транспортное происшествие, то, как и в случае с вертикальной разметкой, ответственность за него полностью или частично (в зависимости от иных обстоятельств происшествия) можно возложить на дорожные службы, которые обязаны соблюдать правила нанесения разметки, а также на ГИБДД. Этот факт обязательно должен найти свое отраже- ние в протоколе.

0

13

Красный, желтый, зеленый...

Красный свет – прохода нет, желтый – будь готов к пути, а зеленый свет – кати!

Как известно, одно из самых серьезных нарушений Правил дорожного движения – проезд на запрещающий сигнал светофора. Это неудивительно, ведь подобное нарушение с высокой долей вероятности может привести к серьезному дорожно-транспортному проис- шествию: одни спокойно продолжают движение на желтый, а другие уже рвутся с места, как только красный готов смениться зеленым. Поэтому, без со -мнения, оно должно караться строго, дабы нарушителю впредь неповадно было подвергать опасности не только себя и своих пассажиров, но и ни в чем не повинных людей, едущих в других автомобилях.

http://se.uploads.ru/t/HQPIw.png

С другой стороны, нечистые на руку инспекторы нередко используют тяжесть такого нарушения в корыстных интересах и пытаются инкриминировать водителю то, чего он на самом деле не совершал. Например, проехал человек перекресток на мигающий зеленый сигнал светофора, и тут как тут – инспектор: мол, здрасьте, как же так можно, вы создали аварийную ситуацию, видели – вон тот «Опель» еле увернулся от вас, и т. д. и т. п. Причем это говорится обычно строгим тоном, не терпящим возражений. Неудивительно, что в подобной ситуации даже опытный водитель может растеряться: обвинение-то достаточно серьезное.
Поэтому, проезжая регулируемый светофором перекресток, следует четко помнить два правила: во-первых, движение на красный свет запрещено (вообще-то, нам всем об этом говорят чуть ли не с детского сада), во-вторых – нужно четко видеть, какой сигнал горит на светофоре в момент, когда вы въезжаете на перекресток. Это очень важный нюанс: при раз- боре ситуации должен приниматься во внимание именно момент въезда на перекресток, и если в это время горел мигающий зеленый сигнал светофора – то все претензии к вам необо- снованны. Завершить проезд перекрестка можно под любым сигналом светофора, главное – въехать на него по всем правилам (это четко оговорено в п. 13.7 Правил дорожного дви- жения).
Инспекторы иногда инкриминируют водителям завершение проезда перекрестка на запрещающий сигнал светофора. И это несмотря на то, что водитель въехал на него по прави- лам – например, на мигающий зеленый сигнал. Если следовать логике такого инспектора, то получается, что человек должен остановиться посередине перекрестка и ждать, когда вновь загорится разрешающий сигнал светофора. Ну не абсурд ли?

С подобным обвинением инспектора никогда не следует соглашаться, а если он наста- ивает, нужно потребовать составления протокола и в разделе объяснений четко изложить свою позицию (более подробно об этом рассказывалось ранее, в разделе «Не видел я этот знак, честное слово!»). Тем более что обвинение в проезде перекрестка на запрещающий сигнал светофора – достаточно серьезное и признаться в этом – значит навлечь на себя боль- шие неприятности.

Внимание

Если на перекрестке перед светофорами, которые находятся по пути следования автомобиля, имеются стоп-линии или дорожные знаки 6.16, то водитель обязан руководствоваться сигналами каждого такого светофора (п. 13.7 Правил дорожного движения).
Кстати, если так получилось, что вы действительно проехали перекресток на запре- щающий сигнал светофора, это тоже можно оспорить: пишите в протоколе «Не согласен», а дальше – это уже забота инспектора, как и чем, помимо самого протокола, доказать, что вы действительно проехали перекресток с грубым нарушением Правил дорожного движе- ния. Для доказательства вашей вины инспектору потребуется привлечь свидетелей (кстати, в роли свидетеля могут выступить как напарник инспектора либо его помощник, так и пас- сажиры вашего автомобиля, включая близких родственников); здесь уже вам придется туго: мало того, что совершено грубое нарушение Правил дорожного движения, так виновный еще и не признает своей вины. В качестве доказательства может быть также использована фото– или видеосъемка (например, не исключено, что на перекрестке, где были нарушены Правила, установлено видеонаблюдение или такие камеры расположены на ближайших тор- говых центрах, магазинах, банках). Этот аргумент, кстати, можно всегда использовать в свою защиту: «А знаете ли вы, уважаемый инспектор, что с той стороны, откуда я ехал, вон на том здании, висит камера, которая захватывает перекресток и сам светофор? Буквально неделю назад мне пришлось брать запись и доказывать отсутствие правонарушения в суде. И мне это удалось». Хороший понт – лучше любых денег. Зачем инспектору такой нарушитель? А вдруг он и правда проехал тогда, когда еще было можно? Лучше он остановит других, которые безоговорочно признают свою вину.
Однако бывает и так, что водитель вынужден проехать перекресток на запрещаю- щий сигнал светофора для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Напри- мер, представьте себе такую ситуацию: вы стоите на перекрестке в ожидании зеленого сиг- нала светофора на только что купленном «Мерседесе», или «Опеле», или «Форде», или «Москвиче» – не имеет значения; важно то, что у вас недавно исполнилась заветная мечта – вы стали счастливым обладателем личного автомобиля. Случайно глянув в зеркало заднего вида, вы чувствуете, что у вас на затылке начинают шевелиться волосы (даже если их там уже давно нет): сзади на большой скорости приближается автомобиль, за рулем которого сидит молодой парень и смотрит вовсе не на дорогу, а на колени сидящей рядом подружки (эх, молодость!). Оценив ситуацию, вы делаете удручающий вывод: единственное, что поможет остановиться этому автомобилю до перекрестка, – это зад вашей только что приобретенной машины. «Вай, мама, что мне делать, как мне быть?»
Быстро глянув по сторонам, вы видите: кроме вас, на перекрестке нет ни пешеходов, ни других машин, и мгновенно принимаете решение – несмотря на красный свет, тихонько проехать чуть вперед и повернуть на перекрестке направо (благо кругом – никого).
Ваше желание – понятно, цели – благородны: кому же хочется попадать в ДТП на только что купленном автомобиле, на который еще и налюбоваться-то не успел? К тому же зачем портить молодым людям вечер…
Успешно совершив сие противоправное деяние, переведя дух и потянувшись за сига- ретой, вы вдруг увидели перед собой грозного инспектора, один вид которого вызвал у вас желание немедленно спрятаться в бардачок. Оно и понятно: проезд перекрестка на красный свет – это одно из самых серьезных нарушений Правил дорожного движения, как вам еще недавно говорили в автошколе. Можно ли хотя бы минимизировать возможные санкции?
Как говорилось выше, можно внаглую отказаться признавать себя виновным и отра- зить это соответствующим образом в протоколе. Однако если инспектор работает не один, то это почти бесполезно. К тому же для такого «маневра» нужно быть весьма уравновешен- ным и уверенным в себе человеком. Поэтому в данном случае лучше просто попытаться объяснить инспектору, что ваше противоправное действие носило вынужденный характер и было направлено на предотвращение дорожно-транспортного происшествия. Скажите, что меньше всего на свете вам хотелось попадать в ДТП на новой машине, даже несмотря на стопроцентную вину другого водителя (разумеется – кому же хочется бегать за страховкой, заниматься ремонтом и т. д., вместо того чтобы спокойно ездить). Подтверждением ваших слов может послужить промчавшийся на красный свет (благо вы отъехали в сторону) автомо- биль с молодой парой, водителю которого просто повезло: на пути никого не было и он про- ехал не в том направлении, где нес дежурство инспектор ГИБДД. В такой ситуации инспек- тор, видя, что вы порядочный человек, вполне может пойти вам навстречу.

0

14

Не перекресток, а выезд из жилой зоны!

«Новый русский» гонит на своем «Мерседесе», вдруг на перекрестке наперерез ему из-за правого поворота вылетает шикарная блондинка на «Феррари» с воплем:
– Козел! Осторожно!
– Слышишь, ты... – кричит в ответ «новый русский», поворачивает направо и врезается в козла, стоящего посреди дороги.

Опытные водители наверняка знают, что перекресток и выезд с прилегающих терри- торий (из двора, жилой зоны и т. д.) – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. А вот начинающий водитель, который уже успел забыть все, чему его учили в автошколе, вполне может попасться в нехитрую ловушку ищущего легкой наживы (или просто такого же некомпетентного) инспектора.
Например, едет человек спокойно себе по городской улице, проезжает выезд из двора, где терпеливо ждут своей очереди выезжающие машины, и почти сразу же видит перед собой инспектора, требующего остановиться. Проверив документы, инспектор заявляет, что водитель нарушил Правила дорожного движения, поскольку проигнорировал помеху справа при отсутствии знаков приоритета. Водитель теряется, даже не зная, что ответить: вроде бы действительно – помеха справа и знаков приоритета нет, но ведь как-то нелогично, если все автомобили, едущие по большой улице, будут останавливаться и пропускать выезжающие из двора машины. И ведь такие рассуждения абсолютно правомерны! В п. 1.2 Правил дорож- ного движения четко сказано, что выезды с прилегающих территорий не являются пере- крестками и, следовательно, правила проезда перекрестков на них не распространяются.
Если водитель выезжает из жилой зоны (то есть с территории, въезд на которую обо- значен знаком 5.21, а выезд – знаком 5.22), то он должен уступить дорогу другим участникам дорожного движения – об этом сказано в п. 17.3 Правил дорожного движения. Поэтому при возникновении спорных ситуаций с инспектором по поводу «помехи справа при выезде из жилой зоны» следует смело отстаивать свою позицию. При необходимости нужно потребо- вать составления протокола и в нем изложить свое видение ситуации. Закон будет на вашей стороне.
Кстати, по поводу движения автотранспортных средств в пределах жилой зоны тоже могут возникать спорные ситуации. Как известно, в жилой зоне пешеходам разрешено дви- гаться и по тротуарам, и по проезжей части, причем пешеходы во всех случаях имеют пре- имущество. Представим такую ситуацию: вы медленно и неторопливо едете на машине по жилой зоне, культурно пропуская пешеходов. Вдруг в нескольких метрах перед вами на про- езжей части возникает человек, явно не обремененный трезвостью и интеллектом, и, заду- мавшись о чем-то вечном, останавливается. На просьбы отойти с проезжей части он грубо, без признаков пушкинской лексики, отвечает: мол, иди куда подальше, тут двор, где хочу – тамистоюит.п.
На первый взгляд может показаться, что он, как бы там ни было, прав: все-таки в жилых зонах пешеходы имеют преимущество перед автотранспортом; об этом сказано в п. 17.1 Пра- вил дорожного движения. Однако в этом же пункте указано, что, во-первых, жилые зоны обо- значаются соответствующими знаками, а во-вторых, пешеходы не должны создавать необо- снованные помехи для движения автотранспортных средств. Поэтому если вам не удалось самостоятельно удалить «бывшего интеллигента» с дороги, то для решения данного вопроса можно просто вызвать милицию.
Не стоит забывать, что все правила, регламентирующие порядок движения автотранс- портных средств в пределах жилой зоны, распространяются также и на дворовые территории.

Ребенок – тоже пассажир! Но маленький...

Инспектор ГИБДД пытается остановить машину, которая едет слишком быстро. Но водитель не реагирует и на скорости пролетает мимо. Вместо него по ошибке останавливается другая машина. В машине – водитель и двое маленьких сыновей. Инспектор подходит, чтобы извиниться и отпустить водителя. Только он подошел, как старший сын недовольно произносит:
– Папа, мама же говорила – не надо пить перед дорогой! Младший:
– Да и вообще – как только мы едем на краденой машине, так
начинаются проблемы...

Немало споров возникает у водителей с инспекторами ГИБДД по поводу перевозки в автомобиле детей.
Например, представьте себе такую ситуацию: конец лета, вы забираете своих детей с дачи, и тут сосед просит отвезти в город заодно и его потомство. Кто же откажет соседу? Конечно – пусть едут!
Получилось, что везти надо пятерых детей: ваших двое, да его трое, младшему – 5 лет, старшему – 12. Машина у вас небольшая – стандартный седан (например, «Опель-вектра»); но в тесноте – да не в обиде! Четырех младших вы отправляете на заднее сиденье, старшему разрешаете ехать спереди (ведь в 12 лет уже можно, о чем он не преминул вам напомнить).
Загрузились, выслушали напутствия мам и бабушек о том, что ехать надо осторожно, и не спеша тронулись в путь. Когда до города остается совсем немного, вас останавли- вает инспектор. Проверив документы, он произносит: «Вы нарушаете правила перевозки людей!»
На ваш вопрос: «А в чем же дело?» – инспектор заявляет, что техническая характери- стика вашего автомобиля предусматривает перевозку не более пяти человек, включая водителя, а у вас в машине – пятеро детей и вы. «Что делать будем, товарищ водитель?» – завер- шает он свою тираду.
В этом случае, если инспектору удалось правильно пересчитать всех сидящих в салоне, вам придется признать нарушение и попробовать смягчить отношение инспектора к этому факту, ведь едете вы аккуратно, все пристегнуты, на безопасности наличие «лишнего» пяти- летнего Васи в салоне автомобиля никак не отражается.
Тогда инспектор, у которого, возможно, тоже есть дети, которых нужно чем-то кормить, предпринимает вторую попытку получить с вас хоть сколькото денежных знаков в национальной либо свободно конвертируемой валюте и заявляет: «А сколько лет ребенку, который едет на переднем сиденье без специального детского удерживающего устройства?» Вы честно рапортуете: «Двенадцать, не далее как месяц назад исполнилось!» При этом инспектор имеет право уточнить у ребенка, сколько ему лет. Услышав аналогичный ответ, инспектор предпринимает последнюю отчаянную попытку: «А чем докажете?»
Вот здесь вам сложно будет сразу ответить. Чтобы подтвердить возраст ребенка, нужно при себе иметь его свидетельство о рождении, которого, конечно, у вас с собой нет. Но не спешите расстраиваться: если инспектор настаивает на вашей виновности, требуйте соста- вления протокола, в разделе объяснений пишите «Не согласен» и укажите, почему именно (ребенку исполнилось 12 лет). Впоследствии для подтверждения своей правоты достаточно будет принести на разбирательство свидетельство о рождении.
Кстати, не стоит забывать о том, что ребенок (как и любой другой пассажир), едущий на переднем сиденье, должен быть пристегнут ремнем безопасности. Что касается детей, которые едут сзади, то пристегивать их ремнями безопасности и использовать при этом специальные детские удерживающие устройства нужно только в том случае, если автомобиль оборудован ремнями безопасности.

0

15

4. Пьяный за за рулем – преступник!

Автолюбителя лишили прав за вождение авто в нетрезвом состоянии. Тот не согласился и подал в суд. На суде инспектор ГИБДД выступает в качестве свидетеля и дает показания:
– Гражданин судья! Когда я его остановил и подошел к машине, он спорил с мэром Лужковым о состоянии дорог в Москве.
– Товарищ инспектор, это еще не значит, что водитель был пьян, да и мэр, наверное, это подтвердит.
– Конечно, гражданин судья, только мэра рядом не было.

Пьяный за рулем – серьезная проблема, причем не только в РФ, но и в большин- стве стран СНГ. Эту проблему правоохранительные органы безуспешно пытаются побо- роть на протяжении уже многих лет. Несмотря на то что санкции за управление автомоби- лем в нетрезвом состоянии достаточно суровые, каждый год совершается большое число дорожно-транспортных происшествий именно по вине пьяных водителей.
Самое обидное, что нередко страдают люди, которые не нарушали Правил дорож- ного движения и вполне обоснованно рассчитывали на соблюдение их и другими участни- ками движения. Несмотря на то что виновным в совершении дорожно-транспортного про- исшествия в большинстве случаев будет признан нетрезвый водитель, все равно у других участников ДТП возникнут лишние проблемы: придется заниматься страховкой, ремонтом поврежденного автомобиля (особенно обидно, если машина была куплена недавно или когда автомобиль – основной источник дохода), восстанавливать здоровье и т. д.

http://se.uploads.ru/t/2xtvo.png

Не секрет, что у водителя, управляющего транспортным средством в состоянии опья- нения (причем неважно – алкогольного или наркотического), заметно снижается реакция, теряется внимание и способность сконцентрироваться. Кроме того, практически у любого водителя, находящегося за рулем в нетрезвом состоянии, возникает желание полихачить: проехать, как говорят, с ветерком, сделать крутой вираж на повороте, обогнать кого-нибудь в запрещенном месте, резко перестроиться в соседний ряд, подрезав при этом водителя дру- гого транспортного средства, проигнорировать красный сигнал светофора и т. д. Подобными действиями нетрезвый водитель подвергает опасности не только себя и пассажиров, нахо- дящихся в его машине, но и других участников дорожного движения.
Тем не менее некоторые ситуации, когда водитель подозревается в управлении авто- мобилем в нетрезвом состоянии, могут принимать неоднозначный характер. Подобные тон- кости и будут рассмотрены в данной главе.

Да, выпил... Но никуда не ехал!

Пиво по утрам не только вредно, но и полезно.

Итак, рассмотрим такую ситуацию: пятничный вечер, рабочая неделя закончилась, впереди два выходных и у вас возникла идея – не пропустить ли с друзьями по рюмочке напитка, несомненно содержащего алкоголь? В конце концов, правильно говорят: хорошо проведенный вечер пятницы по числу положительных эмоций может затмить даже два пред- стоящих выходных.
Но вот вопрос: куда пойти? В кафе или ресторан – дорого, дома у всех – жена, теща, не дадут толком посидеть. Что остается? Правильно – организовать «бизнес-встречу при свечах» в собственной машине.
Налили, выпили, закусили, закурили, затем повторили, потом еще. И вот в самый раз- гар живого дружеского общения в окошко стучит инспектор ГИБДД.
Приглашая для беседы хозяина машины, он заявляет: вы находитесь за рулем в пьяном виде, поэтому сейчас составляем протокол, машину отправляем на штрафную стоянку, ну а вы, уважаемый, ответите по всей строгости закона. Будьте любезны, передайте мне ключи отмашиныит.д.ит.п.
Наверное, несложно догадаться, какие эмоции испытает большинство из нас, оказав- шись в подобной ситуации. Кто-то растеряется, кто-то испугается, а кто-то, чего доброго, еще и наутек бросится, сохранив в памяти пренеприятные впечатления от пятничного вечера, который представлялся таким многообещающим. Следует ли говорить, что подоб- ные эмоции в данном случае являются совершенно неуместными?
Конечно, в нетрезвом виде трудно что-то объяснить инспектору. Однако следует помнить, что по закону ответственность предусмотрена именно за управление транспорт- ным средством в состоянии опьянения. А вот внутри недвижимого автомобиля или рядом с ним можно находиться в любом состоянии, и это ничем не регламентируется. Поэтому такое требование инспектора незаконно. В подобной ситуации ни в коем случае не соглашайтесь и не признавайте себя виновным, а смело садитесь в машину и продолжайте начатое дело. При настойчивости инспектора звоните знакомым, чтобы они могли подойти к месту «про- исшествия».
Подобные «рейды» недобросовестные сотрудники ГИБДД могут проводить не в оди- ночку, а вместе с коллегами (например, вдвоем или втроем). Однако это ничего не меняет: вы никуда не ехали, следовательно – транспортным средством в состоянии опьянения не управляли, а значит, никакого правонарушения не совершали.
Поскольку транспортным средством вы не управляли, следовательно, и указанные в Правилах документы инспектору вы передавать вовсе не обязаны. Для вас он не инспектор ДПС, а сотрудник милиции. Значит, передать ему для проверки можно только паспорт.

0

16

А пьян ли я?

Пьяный муж возвращается домой. Жена: – Опять напился?
– Я не пил.
– Да я же по глазам вижу, что пьяный! – Ну не пил я!
– А почему от тебя водкой пахнет? – Ну не пил я, не пил!
– Скажи «Гибралтар».
– Пил.

Как известно, инспекторы ГИБДД достаточно строго относятся к водителю, в отноше- нии которого у них возникло подозрение в том, что он управляет автомобилем в нетрезвом состоянии.
Чтобы не вступать с инспектором в бесполезный спор, нужно четко знать, при наличии каких внешних признаков инспектор имеет законное право заподозрить водителя в нетрез- вости.
Основной и наиболее простой и понятный критерий – это наличие запаха алкоголя изо рта.
В большинстве случаев опытный инспектор «учует» запах уже в начале разговора. Если же сразу у него это не получилось, то он предложит водителю пройти несложный тест, называемый одним емким и конкретным словом «Дыхни!». В водительском фольклоре ходят байки о том, что в некоторых случаях после проведения теста «Дыхни!» инспектор просит закусить. Помните, что отвечать согласием на требование инспектора и тут же дышать вы вовсе не обязаны.
Следующий критерий – это неустойчивость позы. Инспектор может попросить води- теля пройти, например, по сплошной линии, которая ограничивает правый край проезжей части. Если в ответ на просьбу он слышит вопрос: «Так тут двойная – мне идти по левой или по правой? » – то тест можно считать завершенным. Как правило, такие тесты проводят только в американских фильмах, а наш российский инспектор ограничится наблюдением за походкой водителя от его собственной машины до патрульной.
Еще один важный критерий – нарушение речи. Проверяется он довольно легко (см. эпиграф). Если же водитель только с третьего раза членораздельно отвечает на вопрос инспектора, то и проверку проводить не требуется.
Достаточно наглядный критерий, позволяющий заподозрить водителя в нетрезвом состоянии, – это выраженное дрожание пальцев рук. Справедливости ради отмечу, что пальцы у человека могут дрожать и по другой причине: например, в результате тяжелого физического труда на даче, а может быть, это вызвано и обычным переживанием по поводу его остановки. Кроме того, дрожание пальцев рук может наблюдаться не столько сразу после распития, сколько на следующее утро после оного, хотя, по большому счету, особой разницы тут нет.
Резкое изменение окраски кожного покрова лица также позволяет инспектору заподо- зрить водителя в том, что он находится подшофе.
Кстати, это особенно наглядно проявляется у наших милых дам: после принятия неко- торой дозы «святой водицы» у них могут порозоветь (или даже покраснеть) щечки, что обычно вызывает умиление у всех мужчин, кроме инспекторов ГИБДД. Что касается «кава- леров», то некоторые из них способны сесть за руль даже в таком состоянии, когда начинают бледнеть.
Один из наиболее наглядных критериев, позволяющих определить нетрезвое состоя- ние водителя, – это поведение, не соответствующее обстановке. Например, если водитель, остановившись по требованию инспектора, предлагает ему «тяпнуть по рюмочке» или спеть вместе песню «Про зайцев», то у инспектора, само собой, никаких вопросов не возникает и лишение прав наступает неотвратимо.

Совет.

сли инспектор уличил вас в управлении автомобилем в состоянии опьянения, не следует предлагать ему взятку: если инспектор окажется порядочным человеком (как оно и должно быть), то ваше положение станет действительно незавидным, ведь даже нечестные инспекторы предпочитают не иметь дела с пьяными. Так что вам может быть предъявлено обвинение не только в управлении автомобилем в состоянии опьянения, но и в попытке дачи взятки должностному лицу при исполнении им служебных обязанностей.
Итак, инспектор заподозрил, что остановленный им водитель находится в состоянии опьянения, и предлагает пройти соответствующее медицинское освидетельствование. Как себя грамотно вести в данном случае? Об этом рассказывается в следующем разделе.

«Подуйте в трубочку!» «А если я не хочу?»

Если инспектор ГИБДД просит вас подуть в трубочку, то знайте – он имеет в виду вовсе не выхлопную трубу...

Итак, вы попали... Зная, что в нетрезвом состоянии нельзя садиться за руль, вы все же сделали это, предварительно пообещав себе, что это «первый и последний раз в жизни», и подумав: «Авось пронесет – я же не злостный нарушитель и меня уже три года никто не останавливал!»
Возможно, в таком рассуждении при большом желании можно найти логику, однако вы упустили один важный момент: в мире есть только один закон, который работает всегда и во всех ситуациях, и его обойти не удается никогда и никому – это «закон подлости». В полном соответствии с этим законом (и уже только потом – в соответствии с Правилами дорожного движения и Административным регламентом) вас и остановил инспектор ГИБДД именно в тот момент, когда вы, старательно соблюдая требования дорожных знаков и разметки (чтобы не привлекать лишний раз внимания), управляете своим автомобилем подшофе.
В таком случае, даже если остановивший вас сотрудник ДПС в чем-то будет не прав, слишком явно «качать права» не стоит – в вашем положении (и состоянии) это может выгля- деть просто нелепо. Следует соблюдать предельную вежливость и мягко, но уверенно ска- зать инспектору о своем несогласии с теми либо иными его действиями, причем только в том случае, когда вы точно знаете, что эти действия можно оспорить на законном основании.

Совет

Многие водители, зная, что у них, как говорится, «рыльце в пушку» (это может быть не только нетрезвое состояние за рулем, но и какие- нибудь другие прегрешения, например не пройден техосмотр или при себе имеются не все документы), стараются выглядеть на дороге идеально: перед поездкой моют машину до блеска (чтобы не остановили за неопрятный вид или за грязные номера), едут со скоростью на 10-20 км/ч меньше дозволенной, демонстративно всем подряд уступают дорогу и т. д. Так вот: инспектор – опытный человек, и такое «подобострастное» поведение на дороге вполне может вызвать у него подозрение.
Порядок освидетельствования осуществляется в соответствии с постановлением Пра- вительства РФ No 475, а медицинское освидетельствование на состояние опьянения прово- дится в соответствии с Приказом No 308 от 14 июля 2003 г. с изменениями от 10 января 2006 г. Министерства здравоохранения РФ «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения». Неотъемлемой частью данного приказа является Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транс- портным средством.
В соответствии с постановлением Правительства инспектор ГИБДД должен изна- чально самостоятельно проводить проверку водителя на состояние опьянения с исполь- зованием утвержденного прибора, обязательно выдающего распечатку результатов теста. Однако водитель может отказаться от прохождения такого освидетельствования и потребо- вать направления в медицинское учреждение. И уж тем более инспектор не может вас заста- вить дышать в трубочку с какими-то лампочками или какими-либо непонятными надписями на непонятном вам языке. Это может делать только врач в учреждении здравоохранения, которое имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, либо в специально оборудованном передвижном пункте.

Однако если инспектор настаивает на прохождении вами медицинского освидетель- ствования на состояние опьянения (разумеется, в присутствии врача и в специализирован- ном медицинском учреждении либо в специально оборудованном передвижном пункте), то отказаться вы не имеете права. Отказ водителя от медицинского освидетельствования на состояние опьянения также является административным нарушением, ответственность за которое придется нести в соответствии с КоАП РФ. Кроме того, в п. 2.3.2 Правил дорожного движения четко указано, что водитель транспортного средства обязан проходить по требо- ванию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения.

http://se.uploads.ru/t/CKERA.png

Итак, вы находитесь в медицинском учреждении (или в специализированном пере- движном пункте) для прохождения медицинского освидетельствования и вам предстоит пройти полное обследование. Если в процессе прохождения освидетельствования вы уснули и прошли не все необходимые исследования, то вести речь о защите каких-то прав можно будет только с привлечением грамотного юриста.
Если же вы с честью прошли все исследования, то знайте – результаты освидетель- ствования должны быть оформлены в Акте медицинского освидетельствования на состоя- ние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (форма акта утверждена Приказом No 308 от 14 июля 2003 г. с изменениями от 10 января 2006 г. Министерства здраво- охранения РФ «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»). Акт должен быть составлен в трех экземплярах, каждый из которых подписывается врачом, проводив- шим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью медицинского учреждения, в котором проводилось данное освидетельствование. Один экземпляр акта выдается предста- вителю ГИБДД, другой – остается в медицинском учреждении и должен храниться там не менее 3 лет, третий на руки получает водитель.

Внимание.

Врач, который проводит медицинское освидетельствование водителя на состояние опьянения, должен иметь специальную наркологическую подготовку и иметь при себе соответствующий документ.
На основании медицинского освидетельствования инспектор ГИБДД предпринимает дальнейшие действия. Если все в порядке – вам вернут документы и пожелают счастливого пути. В противном случае вам не позавидуешь (и поделом): в настоящее время за управление автомобилем в состоянии опьянения предусмотрено только одно наказание – лишение водительских прав.
А теперь рассмотрим, каким образом инспекторы ГИБДД могут вымогать деньги у водителей, пользуясь тем, что лишаться водительских прав никому не хочется.
Предположим, что воскресным вечером вы возвращаетесь в город с проведенного на даче уик-энда. Вчера вечером под шашлычки и свежие огурчики вы «приняли на грудь» полстакана сухого вина и бутылку пива; на дальнейшие уговоры родственников и друзей не поддались и больше не пили ни капли, помня о том, что вам завтра вести машину.
Остановившись по требованию инспектора, после проверки документов вы слышите от него: «Что-то вид у вас не очень-то свежий. Кажется, вы не совсем трезвы!»
После этого инспектор предлагает вам пройти тест на состояние опьянения. Не удо- влетворившись традиционным «Дыхни!», он показывает некий прибор (трубочку или еще что-то) и предлагает подуть в него. Вы понятия не имеете, что за прибор вам был подсунут, да и понятых при этом инспектор не пригласил, и соглашаетесь.
Добросовестно и натужно подув в указанное место, вы с замиранием сердца ждете результата под полным превосходства взглядом инспектора. Предположим, что хитрый при- бор показал содержание алкоголя в количестве 0,6 промилле. Согласно поправкам и измене- ниям, внесенным в Кодекс об административных правонарушениях, наличие алкогольного опьянения признается уже при уровне 0,3 промилле, или 0,15 мг/л. Инспектор злорадно смо- трит на вас как удав на кролика, а вы лихорадочно пытаетесь понять: как же такое может быть? Эти несчастные полстакана вина и бутылка слабого пива были заедены невообрази- мым количеством шашлыка и других вкусностей, вы прекрасно выспались – так в чем же дело? В это время инспектор с плохо скрываемой радостью заявляет: «Так, значит, машину – на штрафную стоянку, права – будьте любезны, передайте мне, а далее – ответите по всей строгости закона».
Вот тут и следует осознать, что вы не кролик, а гражданин. Вспомните, как вас все вчера уговаривали выпить «еще хоть рюмочку», а вы, несмотря на то что очень хотелось, мужественно отказывались, недополучив в результате определенную часть не только алко- голя, но и положительных эмоций. Можно сказать, что уикэнд прошел по сокращенной про- грамме! И после этого на следующий вечер вы еще и пьяны? «Что за вздор! Да не может такого быть!» – вот вполне адекватная реакция.
Требуйте от инспектора составления протокола и заявляйте, что желаете пройти меди- цинское освидетельствование на состояние опьянения в специализированном медицинском учреждении, и чтобы проводил его не инспектор ГИБДД, а врач. На все возражения инспек- тора вроде «не надо мне указывать, я и сам знаю, что мне делать» неизменно настаивайте на своем – это даст понять инспектору, что перед ним не «чайник», а грамотный человек.
Если вы попали в подобную ситуацию, знайте: все действия инспектора направлены лишь на то, чтобы выманить взятку за не совершенное вами правонарушение.

0

17

5. ДТП. Со мной случилась напасть сия...

На перекрестке в ожидании зеленого света стоит навороченный «Мерседес». На полном ходу сзади в него въезжает «Запорожец». Из «Мерседеса» выходит здоровый мужик:
– Слушай, дед, ты скажи мне только одно: когда меня нет, ты как на красный свет останавливаешься?

К сожалению, ни один водитель в мире не застрахован от ДТП. Эта неприятность может случиться и с простыми смертными, и с сильными мира сего (вспомним принцессу Диану, губернатора Евдокимова и др.).
В этой главе мы рассмотрим, каким образом следует вести себя, если по стечению обстоятельств вы стали участником дорожно-транспортного происшествия.

Не паниковать!

Столкнулись на дороге «Мерседес» и «Запорожец». Из «Мерседеса» выходит «новый русский», машет рукой и говорит:
– А, ерунда, завтра новый куплю.
А хозяин «Запорожца» со слезами на глазах:
– Всю жизнь копил и вот разбил!
– Слушай, а зачем ты такую дорогую машину покупал?

К сожалению, многие водители (в первую очередь это относится к неопытным и начи- нающим водителям, а также к представительницам прекрасного пола) при попадании в дорожно-транспортное происшествие начинают паниковать, теряют самообладание, а ино- гда даже впадают в шоковое состояние.
Следует четко запомнить: если с вами случилась такая неприятность, самое главное – постараться сохранять выдержку и спокойствие. Причем речь идет в первую очередь не об эмоциональности (как раз вполне можно, а иногда даже нужно смачно выругаться, матюг- нуть виновника аварии и т. п.), а о том, чтобы сохранить холодный рассудок и ясность мысли. Не стоит воздевать руки к небу и, забыв обо всем на свете, отчаянно восклицать: «Да я за всю жизнь не рассчитаюсь (не восстановлю, не накоплю и т. д.)!», тем более что ДТП – далеко не самое страшное, что может случиться с человеком.
Необходимо хорошо запомнить: если в результате дорожно-транспортного происше- ствия нет пострадавших или они получили относительно небольшие повреждения (для взро- слого человека незначительным повреждением в ДТП можно считать даже перелом руки или ноги, не говоря уже о синяках и шишках) – значит, все в порядке, ничего страшного не произошло. Самое ценное – человеческая жизнь, она не восстанавливается, а уж с железом и деньгами вы как-нибудь разберетесь.

http://se.uploads.ru/t/jvAOY.png

Тем более что сейчас существует такое понятие, как страхование гражданской ответ- ственности. Поэтому если даже вы являетесь виновником дорожно-транспортного происше- ствия (например, классическая ситуация: ваш дряхлый «Запорожец» въезжает в зад «Мерседесу»), то оплачивать нанесенный другим участникам происшествия ущерб будете не вы, а страховая компания, в которой вы застраховали свою гражданскую ответственность.
Многие люди не могут прийти в себя даже в течение нескольких дней после аварии: оплакивают свою разбитую машину, жалеют себя, несчастного, и т. д.
В такой ситуации следует вспомнить, что в жизни бывают более серьезные неприят-ности: пожар, ограбление и т. п. – и не стоит посыпать голову пеплом, а лучше взяться за восстановление машины, а если это невозможно – за продажу того, что от нее осталось.
Потеря самообладания после дорожно-транспортного происшествия чревата тем, что вы можете создать себе дополнительные неприятности. Например, столкнулись две машины, кто прав, кто виноват – нужно разбираться. Однако на практике нередки случаи, когда более опытный водитель склоняет другого участника аварии к тому, чтобы он признал себя виновным, даже если этот факт требует дополнительного разбирательства: «Слушай, ты лучше подпиши протокол и согласись с тем, что виноват, – а то потом все эти разборы начнутся, хуже будет. А так сразу признал свою вину – и все, тебе это зачтется». Неопытный человек, да еще в шоковом состоянии, вполне может поддаться на эту уловку и признать свою вину в довольно спорной ситуации. Потом, конечно, когда закончится «разбор поле- тов» и он приедет домой, друзья и знакомые пояснят, что этого ни в коем случае не надо было делать и что его просто обвели вокруг пальца. А ведь если человек признал в прото- коле вину, то это потом оспорить можно будет только в судебном порядке, иначе придется нести ответственность в полном объеме.

0

18

«Разбор полетов». Кто виноват?

«Запорожец» въезжает в «Мерседес». Из «Мерседеса» выходят крутые ребята, из «Запорожца» – дед:
– Ребята, не горячитесь, я позвоню сыну, он разберется.
– А кто у тебя сын?
– Директор птицефабрики.
Решили подождать. Вскоре приезжают бойцы спецназа и
укладывают ребят из «Мерседеса» на землю. Водитель «Мерседеса» кричит:
– Что же это за птицефабрика такая?
Командир отряда говорит деду:
– Папа, сколько раз тебе повторять: я не директор
птицефабрики, а командир спецотряда «Беркут».

Итак, каковы же должны быть ваши первые действия после случившегося дорожно- транспортного происшествия?
Следует помнить, что если в ДТП не было пострадавших, а повреждения автомоби- лей – незначительные, то участники ДТП по взаимному согласию имеют право не вызывать ГИБДД, а покинуть место аварии. При этом они самостоятельно определяют примерный размер ущерба и кто, кому и сколько должен, составляют схему ДТП в присутствии свиде- телей и направляются в ближайшее отделение ГИБДД или на пост ДПС. Это правило было принято, чтобы избежать пробок и иных затруднительных ситуаций на дороге, которые зачастую возникают из-за того, что водители, едва зацепив друг друга и почти (или совсем) не повредив машины, стоят и ждут сотрудников ГИБДД.
Однако если к единому мнению прийти не удалось, то обязательно нужно вызывать ГИБДД, чтобы оформить все в соответствии с действующим законодательством.
Если же в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, то вызывать сотрудников ГИБДД следует обязательно, при этом необходимо сразу сообщить о наличии раненых – в данном случае вместе с нарядом ГИБДД на место происшествия при- будет дознаватель или следователь, а если потребуется, то и «скорая помощь». Это обусло- влено тем, что при наличии раненых нужно будет решать вопрос о возбуждении уголовного дела, а это требует более подробного рассмотрения всех обстоятельств и более детального оформления ДТП. Кстати, даже если в результате ДТП был причинен лишь легкий вред здоровью кого-то из его участников, то у водителя в соответствии со ст. 27.10 Кодекса об административных правонарушениях будет изъято водительское удостоверение.
Как же определяют виновного в совершении дорожно-транспортного происшествия?
В большинстве случаев виновник ДТП определяется прямо на месте (когда ситуация достаточно очевидна), хотя он имеет полное право не признавать своей вины (в этом слу- чае будет проведено дополнительное разбирательство). В каких же случаях вина водителя очевидна?
Легко определить виновного, когда один автомобиль стукнул другой сзади. Даже начи- нающие водители знают аксиому: всегда виноват задний. Именно поэтому во время движе- ния надо постоянно соблюдать безопасную дистанцию. Если вы стукнули кого-то сзади, то признать вас невиновным могут только в одном случае: если водитель машины, которую стукнули, управлял ею в состоянии опьянения. И то, это только если очень повезет: обычно в таких случаях виновными признают обоих водителей, и качать права тут можно, но почти всегда бесполезно. Но уж если вы едете за рулем в нетрезвом виде и попадаете в такую аварию, можете быть уверены, что будете признаны виновным в любом случае, даже если ехали на зеленый сигнал светофора. И это справедливо: водитель, управляющий автомобилем в нетрезвом состоянии, подвергает серьезной опасности других участников дорожного движения, поэтому в любом дорожно-транспортном происшествии его вина однозначно при- сутствует (ведь если бы он не сел за руль и не оказался «в нужное время в нужном месте», то и аварии не было бы).
Большинство дорожно-транспортных происшествий возникает в следующих ситуа- циях: кто-то кого-то стукнул сзади, или не уступил дорогу, или проехал на запрещающий сигнал светофора, или неправильно перестроился и подрезал. Как правило, в таких случаях определить виновного сотрудникам ГИБДД бывает несложно.
Если ситуация с дорожно-транспортным происшествием неоднозначна, то для восстановления картины случившегося используются не только показания водителей, но и сви- детельства очевидцев. Причем в качестве свидетелей могут привлекаться как посторонние лица, так и пассажиры столкнувшихся автомобилей.

0

19

А вот здесь я не согласен!

Сегодня на главном проспекте города « Мер-седес-600» переехал «Запорожец». В ходе разбирательства выяснилось, что «Запорожец» затянуло под «Мерседес» воздушным пото- ком...
Предположим, что вы стали участником дорожно-транспортного происшествия. В результате разбора ситуации, который был проведен на месте происшествия сотрудниками ГИБДД, вы признаны его виновником.
В то же время вы считаете, что вашей вины здесь никакой нет. Например, вы просто не успели вовремя затормозить и стукнули впереди-идущий автомобиль.
На первый взгляд, ситуация предельно ясна – ведь виноват всегда задний! Однако вы- то знаете, что на самом деле все было несколько иначе: водитель машины, которую стукнули, ехал по соседней полосе, затем резко перестроился (что называется, подрезал) и в тот же момент по одному ему известной причине резко затормозил.
Здесь не идет речь о несоблюдении безопасной дистанции, поскольку вы в принципе не могли ее держать – машина появилась впереди внезапно и тут же затормозила.
Каким же образом в подобной ситуации постоять за себя, тем более если второй участ- ник ДТП явно сваливает вину на вас, хотя фактически он сам спровоцировал происшествие и сотрудники ГИБДД склоняются к тому, чтобы согласиться с его мнением?
В таком случае нужно заявить, что вы не признаете себя виновным, и обязательно изло- жить свою точку зрения: вначале на словах, а затем – в письменных объяснениях.
Будет очень хорошо, если удастся найти свидетелей ДТП, которые подтвердят правоту ваших слов, тогда шансы на успех многократно повышаются. Рекомендуется также привести какие-нибудь обстоятельства, которые могут быть смягчающими, например вас ослепили фары встречного автомобиля или на этом участке дороги был гололед и т. д. Конечно, карди- нальным образом такие объяснения на исход дела вряд ли повлияют, но, если вас признают виновным, они по крайней мере могут уменьшить размер штрафа за совершение ДТП (то есть вы получите не максимальный, а средний или даже минимальный штраф, предусмо- тренный в данном случае).

http://se.uploads.ru/t/hngcU.png

Можно перейти в «контратаку» на второго участника ДТП (то есть на водителя, машину которого вы стукнули) и вначале устно, а затем письменно (в протоколе) отметить, например, такие моменты.
♦ Если ДТП произошло в вечернее время, то можно утверждать, что у едущего впереди автомобиля не горели габаритные огни и поэтому вы слишком поздно его заметили. Доказать обратное будет до -вольно сложно. После такой аварии у машины задние фонари, скорее всего, будут разбиты, а если даже нет – всегда можно сказать, что в момент аварии они были выключены, а водитель их включил уже после ДТП, чтобы избежать наказания.
♦ Можно заявить, что вы не уверены в трезвости водителя, машину которого ударили, и требуете провести его медицинское освидетельствование на состояние опьянения (разуме- ется, согласившись и самому пройти такое освидетельствование). А вдруг он если не сего- дня, то вчера «принимал на грудь» и у него в крови будет повышенное содержание алкоголя? В таком случае вам очень повезло: основным виновником ДТП, скорее всего, будет признан ваш оппонент.
♦ Вы вполне можете утверждать, что подозреваете второго участника ДТП в том, что он преднамеренно спровоцировал аварию, например, чтобы путем шантажа вымогать у вас деньги или просто чтобы скрыть возможные улики, которые могли находиться в задней части его машины (вдруг он совершил преступление?). Ваши сомнения должны будут проверить.
Не исключено, что после такой «контратаки» вы либо заключите мирное соглашение, либо вообще вина за совершенное ДТП будет возложена на вашего оппонента.
Не стоит забывать, что если в совершении ДТП есть ваша вина, то инспектор ГИБДД должен четко указать пункт Правил дорожного движения, который вы нарушили.
Бывают ситуации, когда дорожно-транспортное происшествие возникло по вине дорожных служб или даже ГИБДД (да-да, именно так!). Наиболее распространенный при- мер – это испорченный светофор. Не неработающий (или мигающий желтым светом, что, в принципе, одно и то же) – в таких случаях, как известно, водитель должен руковод- ствоваться знаками приоритета, а при их отсутствии – правилами проезда нерегулируемых перекрестков, а именно испорченный. Например, представьте ситуацию: вы подъезжаете к перекрестку и останавливаетесь на красный сигнал светофора. По прошествии некоторого времени вы понимаете, что, как говорят, пауза затянулась: красный свет горит постоянно, а желтый и зеленый и не думают загораться. В то же время машинам, едущим по пересекае- мой дороге, постоянно горит зеленый свет. Как же поступить водителю в таком случае?
Наиболее оптимальный вариант – это развернуться и поехать в объезд, другой дорогой, если есть такая возможность. Ехать на красный свет – риск слишком велик: ведь водители машин, которые движутся по пересекаемой дороге, не знают, что светофор испорчен, – им горит зеленый сигнал, они и едут! Если объездной дороги нет, нужно, стоя перед перекрестком на красный свет, позвонить в ГИБДД и объяснить ситуацию. Сотрудники инспекции обязательно пришлют регулировщика. Конечно, придется какое-то время подождать, но в данном случае это единственный приемлемый вариант.
Однако некоторые нетерпеливые водители в подобной ситуации воспринимают красный сигнал светофора как нечто вроде знака «Уступите дорогу»: они ждут, когда на пересекаемой дороге никого не будет, и, улучив момент, пересекают ее. Если в такой ситуации слу- чилось ДТП, то водитель, поехавший на красный свет, будет признан виновником аварии. Однако эту вину можно разделить с дорожными службами и ГИБДД, поскольку именно они должны обеспечивать нормальное функционирование дорожного оборудования. Главное – правильно зафиксировать этот факт.
Похожая ситуация, когда красный свет горит на всех установленных на перекрестке светофорах. Ее можно считать более безобидной: с какой бы стороны ни подъехала машина, она остановится на красный свет. Через некоторое время водители, конечно, поймут, что  светофор неисправен, но по крайней мере по пересекаемой дороге никто не будет мчаться. В такой ситуации тоже следует позвонить в ГИБДД. В случае ДТП виновными будут признаны оба водителя, поехавшие на красный свет, но эту вину также можно будет разделить с дорожными службами и ГИБДД.
Самая опасная ситуация – когда на всех светофорах, установленных на перекрестке, горит зеленый свет. В таком случае не исключено дорожно-транспортное происшествие с трагическим исходом – ведь машины едут на скорости. Участники ДТП виновными в такой ситуации не признаются (разумеется, если никто из них не ехал с превышением скорости и не нарушал других требований Правил дорожного движения) – вина будет возложена на дорожные службы и ГИБДД.

0

20

Советы участнику ДТП

Столкнулись КамАЗ и « Запорожец». От удара водитель КамАЗа вылетел через лобовое стекло на дорогу. Подходит инспектор ГИБДД:
– Вы были пристегнуты?
– Нет, товарищ инспектор.
– Вот видите. Не пристегнулись – и вот, лежите на дороге с
переломами. А водитель «Запорожца» был пристегнут. – И что?!
– Остался на своем водительском месте и сидит, как живой...

В этом разделе подытожим все, что было сказано в предыдущих разделах данной главы, и рассмотрим несколько советов, которыми рекомендуется пользоваться участникам дорожно-транспортного происшествия.
Каждому участнику ДТП нужно знать: все обстоятельства аварии должны быть четко и скрупулезно зафиксированы – от этого потом будет зависеть очень многое.
Если ДТП не имело тяжких последствий, то должны быть составлены следующие документы:
♦ схема ДТП;
♦ описание механических повреждений, полученных транспортными средствами в результате ДТП. Оно должно быть подробным: например, не «разбита передняя часть», а «помят капот, правая фара разбита, левая – треснула, бампер разлетелся на части, правый указатель поворота разбит, левый – треснул, пробит радиатор, вытек «Тосол», разбито левое зеркало, правое крыло помято с надрывом металла» и т. д. (важно получить полное описа- ние, поскольку при оценке повреждений страховщик будет ориентироваться именно на дан- ный перечень);
♦ объяснения участников и очевидцев (свидетелей) ДТП;
♦ извещение о ДТП;
♦ протокол об административном правонарушении, копия которого немедленно после
составления вручается под расписку виновному и потерпевшему.
Если же ДТП имело серьезные последствия (например, тяжелые травмы либо гибель
людей, большой материальный ущерб и т. п.), то составляются следующие документы: ♦ справка о ДТП;
♦ протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта;
♦ схема ДТП (на бумаге-миллиметровке);
♦ акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения участников ДТП; ♦ объяснения причастных к ДТП водителей, а также показания свидетелей;
♦ извещение о ДТП.

http://se.uploads.ru/t/u7wIl.png

Все документы должны оформляться в присутствии водителей и при их непосред- ственном участии. Исключением являются опросы свидетелей и очевидцев.
Очень желательно до приезда сотрудников ГИБДД самостоятельно найти свидетелей ДТП и записать их ФИО и координаты; при необходимости можно пообещать им, что вы компенсируете все расходы, связанные с участием в рассмотрении ДТП (явки в ГИБДД, суд и др.). Эти сведения нужно сохранить, а прибывшим на место сотрудникам ГИБДД передать копию списка.
Если вы, будучи начинающим водителем, попали в ДТП, то желательно позвонить своему более опытному другу, знакомому, родственнику и попросить его как можно ско- рее прибыть на место происшествия. Он поможет быстрее сориентироваться в непривыч- ной обстановке, не совершить сгоряча какой-нибудь необдуманный поступок, проследить за законностью процесса оформления ДТП; кроме того, даже простое присутствие такого человека окажет вам существенную моральную поддержку. Будет очень хорошо, если он приедет до прибытия наряда ГИБДД. Это позволит ему выступить в качестве свидетеля на вашей стороне.
К сожалению, нередки случаи, когда водитель, будучи в состоянии стресса, практиче- ски не участвует в разборе ДТП, которое проводится после прибытия на место аварии наряда ГИБДД. Он подписывает протокол и схему происшествия практически не глядя, объяснение пишет чуть ли не под диктовку сотрудника ГИБДД, и вообще – почти во всем полагается на порядочность инспектора и другого участника (или участников) ДТП. Такое поведение совершенно недопустимо, и как бы вам ни было трудно, нужно обязательно постараться взять себя в руки и не пускать дело на самотек; кстати, вот здесь и пригодится присутствие более опытного товарища. Тем более что при разборе ДТП между его участниками нередко возникают разногласия, и тот, кто умеет владеть собой, да еще и обладает определенной наглостью, имеет все шансы повернуть ситуацию в свою пользу, даже если он откровенно виновен.
Следует внимательно прочитать записи инспектора в протоколе, а также составленную им схему происшествия, и если вы с чем-то не согласны, то необходимо все свои замечания письменно отразить в протоколе. Кроме того, нужно обратить внимание на перечисленные ниже факторы, и если какой-то из них мог повлиять на ситуацию, при которой возникло ДТП, то это также нужно записать в протокол.
♦ Состояние дорожного покрытия. В частности, если дорожное покрытие имеет дефекты (ямы, выбоины, трещины и т. п.), то желательно замерить их параметры (длину, глу- бину, ширину) и занести в протокол. Если размеры дефектов превышают предельно допустимую величину (предельно допустимые размеры дефектов дорожного покрытия опре- деляются ГОСТ Р50597-93), то ответственность за совершенное дорожно-транспортное происшествие может быть полностью либо частично возложена на дорожные службы.
♦ Наличие и состояние дорожного оборудования, а также технических средств и при- способлений организации дорожного движения: светофоров, дорожной разметки, знаков дорожного движения и др., а также порядок их расположения (место, высота и др.). Не исключено, что ДТП произошло, например, по причине неисправного светофора. Если какой-то дорожный знак либо линия разметки не соответствуют законодательно установлен- ному виду (например, неправильное цветовое оформление или установка с явными наруше- ниями где-нибудь в кустах), то в данном случае ответственность за ДТП можно разделить с дорожной службой, которая установила этот знак или нанесла разметку, и ГИБДД, которая должна контролировать состояние технических средств организации дорожного движения.
♦ Место дорожно-транспортного происшествия. Возможно, ДТП произошло в низине, в которой во время аварии был туман, или на участке дороги, который плохо просматри- вался по каким-то другим причинам. В некоторых случаях это может послужить смягчаю- щим обстоятельством.
♦ Наличие луж, льда, грязи и т. п. в районе ДТП, причем желательно с указанием их точных размеров.
♦ Наличие следов тормозного пути, если таковой имел место быть, а также иных сле- дов ДТП в районе аварии: фрагментов либо частей автомобиля, лежащих в районе аварии, выброшенных из багажника или салона в результате удара предметов и т. д.
♦ Если дорога идет под уклон, это также рекомендуется отразить в протоколе.
Не следует забывать, что при необходимости можно настоять на проведении допол- нительных мероприятий, которые могут помочь установлению истинной картины проис- шествия. В первую очередь к ним относятся: определение видимости на дороге и наличия на ней тех либо иных препятствий и проведение контрольного торможения транспортного средства. Если есть фотоаппарат или видеокамера (например, в мобильном телефоне), то рекомендуется провести фото– или видеосъемку места дорожно-транспортного происше- ствия, положения транспортных средств после аварии, пострадавших лиц.
Следует учитывать, что в протоколе обязательно должны присутствовать данные о свидетелях ДТП, ведь нередко виновник происшествия определяется именно на основании показаний свидетелей. В качестве свидетелей могут выступать любые лица, являющиеся очевидцами событий, в том числе друзья, знакомые и близкие родственники участников ДТП.
Если же, к счастью, ДТП не имеет серьезных последствий (например, дело ограничи- лось разбитой фарой или помятым бампером), то, как отмечалось выше, его участники могут обойтись без вызова сотрудников ГИБДД. При этом они должны прийти к согласию насчет того, кто является виновником ДТП.
Если очевидно, что вы являетесь виновником аварии (например, не успели затормозить и разбили фонарь впереди-стоящей машины) и согласны возместить ущерб пострадавшему (заплатить ему за разбитый фонарь), то можно взять с него расписку в том, что он не имеет к вам претензий. Эта расписка может быть произвольной формы, но в ней обязательно должно быть указано следующее:
♦ ФИО виновного и пострадавшего;
♦ адреса их проживания – согласно прописке в паспорте и фактические;
♦ точные дата, время и место ДТП;
♦ марки, модели и государственные регистрационные номера столкнувшихся автомо-
билей (пострадавшего и виновника);
♦ краткое описание повреждений машины пострадавшего;
♦ сумма возмещенного ущерба цифрами и прописью;
♦ фраза о том, что пострадавший не имеет никаких претензий к виновнику;
♦ личная подпись пострадавшего.
Даже если вы взяли с пострадавшего расписку, то, после того как вы заплатили ему и
уехали, он может вызвать ГИБДД и заявить, что вы ударили его машину и скрылись с места происшествия, и сообщит при этом приметы и номер вашей машины. Очень скоро ГИБДД найдет ее с признаками недавнего участия в ДТП. Поэтому вы будете отвечать не только за совершенное ДТП, но и за то, что скрылись с места происшествия (разумеется, оплачивать второй раз ремонт автомобиля вам уже не придется).

0


Вы здесь » Всё обо Всём. » библиотека » Если вас остановил инспектор. Ваши права – 2011