Запоминание двоичных чисел
(По материалам книги В.Поссин "Как развить суперпамять".)
На соревнованиях по мнемотехнике традиционно присут- ствует, как вид соревнования, запоминание двоичных чисел.
Мнемонисты демонстрируют поразительно высокую ско- рость запоминания – менее одной секунды на запоминание одной цифры. Так ли это на самом деле? Как они это делают? Какова реальная скорость запоминания?
Двоичная комбинация цифр кодируется в знаки восьме- ричной системы счисления следующим образом:
000 – 0
001 – 1
010 – 2
011 – 3
100 – 4
101 – 5
110 – 6
111 – 7
Для быстрого запоминания двоичных чисел нужно выу- чить наизусть соответствие цифр в двоичной и восьмеричной системах счисления.
Запоминаемый ряд нулей и единичек следует разбивать на группы по 6 цифр.
11101000110100010011000001010100111101011010 0000011110
(111.010) (001.101) (000.100) (110.000) (010.101) (001.111) (010.110) (100.000) (011.110)
Скорость запоминания зависит от вашей скорости ко- дирования. Скорость кодирования нужно довести до автома- тизма.
Каждая тройка цифр заменяется знаком восьмеричной системы счисления.
(7-2) (1-5) (0-4) (6-0) (2-5) (1-7) (2-6) (4-0) (3-6)
Восьмеричные цифры объединяются в пары.
(72) (15) (04) (60) (25) (17) (26) (40) (36)
Получившиеся числа кодируются в образные коды чисел, которые также заучиваются до автоматизма.
СиТо – ГуБы – Чай – ШиНа – ТоПор – ГуСь – ДуШ – ЧайНик – КЛей
Образные коды чисел запоминаются на заранее подго- товленную систему опорных образов (локи).
Декодирование (припоминание) происходит в обратном порядке.
Опорный образ – образный код числа (СиТо) – 72 – (7– 2) – 111 010
При автоматизации процесса кодирования мнемонист ви- дит в шести цифрах (111010) – один зрительный образ (сито).
Если скорость запоминания одного образа составляет 6 секунд, то время запоминания одной двоичной цифры будет равно 1 секунде.
На самом деле следует понимать, что мнемонист запоми- нает именно зрительные образы, и скорость запоминания в таблицах рекордов по мнемонике указывается не верно.
Например. Если в таблице указывается рекорд запомина- ния двоичных чисел 0,66 секунды на одну цифру (в среднем), то это нужно понимать так: скорость запоминания была рав- на в среднем 4 секундам на один образ, кодирующий сразу 6 двоичных цифр.На основе этой техники запоминания можно показывать
простой "фокус". Предложите друзьям выкладывать на столе монетки решкой (1) или орлом (0) вверх, в случайном поряд- ке, 6 рядов по 6 монет. По ходу выкладывания монет на стол, запоминайте их (6 монет - это всего лишь один зрительный образ). После запоминания отвернитесь и называйте "орел" - "решка" - "решка" - ...
Так как скорость запоминания всех монет может быть всего 18 секунд (3 сек. х 6 рядов), и при этом вы запоминаете монеты по ходу их выкладывания, создается впечатление, что вы запомнили целую кучу монет с одного взгляда. Можете сказать, что у вас фотографическая память, и вы видите все 36 монет на своем внутреннем экране.
Какие они - мнемообразы?
Мнемотехника использует для запоминания в основном зрительные образы (зрительные представления, зрительные воспоминания). Потому что с помощью зрительных образов информацию можно, в буквальном смысле слова, записывать в мозг.
Способность хорошо видеть зрительные образы в во- ображении – основа для качественного мнемонического запоминания.
Что не нужно делать, пытаясь представить образ?
Не нужно закрывать глаза. Глаза всегда должны оста- ваться открытыми, и при запоминании и при припоминании образов.
Не нужно пытаться вызывать зрительные галлюцинации. Если вам удается видеть образ памяти так же четко, как и окружающие предметы, скорее всего это повод обратиться к психиатру.
Не нужно пытаться тренировать эйдетические образы. Это когда вы смотрите на фотографию, затем закрываете глаза и продолжаете видеть фотографию во всех деталях. Для мнемотехники это не нужно.
Не нужно пытаться тренировать «фотопамять». Это когда вы смотрите на страницу текста пару секунд, затем закрыва- ете глаза и читаете текст по памяти. Никем не доказано, что такое возможно.
А что же нужно тренировать? Какие образы используются в мнемотехнике? Как их правильно представлять?
Мнемотехника использует обычные зрительные воспо- минания. Например, мне дают задание вспомнить и описать словами коридор квартиры. Я мысленно подхожу к двери, открываю первую дверь. Она железная, открывается наружу. За ней есть ещё одна дверь – деревянная, она открывается во внутрь. Захожу в квартиру, останавливаюсь, справа вижу полки, на самой верхней полке стоит автоматический освежи- тель воздуха. Прохожу дальше, направо. Справа – большой встроенный шкаф с огромным зеркалом. Можно его мысленно открыть, тогда в воображении появится с содержимое этого шкафа. Иду дальше по коридору, прохожу через небольшую арку. После неё ещё один встроенный шкаф, уже по двум стенам. Без зеркал. На потолке вспоминаю крючок для бок- серской груши. Больше ничего интересного. Иду по коридору в другую сторону, прохожу мимо входной двери – она слева. Справа от меня дверь на кухню, слева – арка в гостиную, без двери. Дальше коридор сужается, слева двери в ванную и туа- лет, справа вход в комнату, спереди вход ещё в одну комнату…
Попробуйте вспомнить комнату своих знакомых, род- ственников. Мысленно прогуляйтесь по квартире. Через пару минут вы погрузитесь в свое воспоминание, оно вас как бы захватит. Запомните это состояние и эти образы памяти, которые вы видите в воображении. Это и есть мнемонические образы. Хотя образы кажутся нам преимущественно зритель- ными, на самом деле они полимодальные, несут в себе информацию по всем органам чувств. И если бы вы заснули в момент воспоминания, эти образы подменили бы вам реальность. Вы бы смогли ощущать их во сне как реальные предметы.
Для мнемонического запоминания нужно уметь доставать нужные образы из своей памяти. Допустим, вы запоминаете пару слов: «разделочная доска» и «чайник». Чтобы запомнить связь между словами, вам нужно подобрать для них образы из своей памяти. Для этого вы мысленно вспоминаете свою кухню, видите на ней чайник, разделочную доску и много других вещей. Но вы как бы вырезаете нужные вам образы их этого воспоминания кухни, представляете отдельно разделочную доску, как будто вы держите её в руках перед собой (или она просто висит в воздухе перед вами). Представляете отдельно чайник, как будто чайник висит в воздухе перед вами.
Если подставлять образы под слова именно так, то образы получаются достаточно четкими для того, чтобы вы запомнили связь между ними с первого раза.
Теперь представьте, что перед вами в воздухе плавает разделочная доска и на ней стоит чайник. Зафиксируйте эту картинку несколько секунд, рассмотрите её в своем вообра- жении.
Чтобы потренироваться проецировать зрительный образ в разные точки пространства, выполните следующее упраж- нение.
Вспомните свою кухню. Мысленно найдите на ней свою любимую чашку. «Заберите» образ чашки с кухни, представьте чашку отдельно. У чашки есть ручка, поэтому чашку можно вращать мысленно и по ориентации ручки отслеживать вра- щение. При выполнении упражнения на перемещение чашки в воображаемом пространстве, дополнительно вращайте чашку (ручка справа, ручка слева, ручка к вам, ручка от вас)
Мысленно поместите чашку на свое левое плечо, вра- щайте её на плече. Глаза открыты и смотрят в одну точку в пространстве перед собой. Мысленно поместите чашку на правое плечо, вращайте её. Мысленно поставьте чашку себе на голову, вращайте. Прилепите чашку на затылок. Прилепите чашку на лоб (поставьте её на нос). Поднесите чашку к губам. Отведите чашку от губ, на расстояние примерно одного метра. Стоп! Вот в этой точке пространства представляйте образы всегда.
Попробуйте запомнить цепочкой десять образов, пред- ставляя образы так, как было описано выше. Соединяйте образы парами. Всегда нужно видеть только два соединенных образа.
В чашке лежит пульт от телевизора.
На пульте лежит разделочная доска (подогнать пульт и доску к одному размеру).
На разделочной доске стоит чайник. Чайник протыкает нож.
На ноже лежит губка для мытья посуды. На губке лежит чайная ложка.
На чайной ложке – пачка чая.
На пачке чая лежит луковица.
В луковицу воткнули вилку.
чашка – пульт – доска – чайник – нож – губка – чайная ложка – пачка чая – луковица – вилка
Правильно представляйте образы, подставляйте под сло- ва воспоминания конкретных предметов, соблюдайте правила соединения образов в паре, и любые мнемонические приемы запоминания будут получаться у вас с первого раза.