Всё обо Всём.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Всё обо Всём. » библиотека » Все о памяти и способах запоминания


Все о памяти и способах запоминания

Сообщений 31 страница 40 из 64

31

Двухкомпонентная модель памяти

Теория памяти в мнемотехнике выделяет два вида памяти, два процесса "память".
Официальная психология тоже делит память на два вида - на кратковременную и долговременную. Но в мнемотехнике другое деление. Память делится на два вида по способу обра- зования связи. Речь идет о двух разных механизмах памяти.

http://se.uploads.ru/t/1dQZb.png

Две памяти, два разных способа образования связей.

Первый вид памяти - рефлекторные связи
Этот вид связи хорошо изучен и описан в учебниках. Как известно, рефлекторные связи бывают безусловными (врожденными) и условными (созданными в течение жизни).
Когда мы дотрагиваемся до горячего утюга, рука самопро- извольно отдергивается. Это пример безусловного рефлекса.
Когда мы слышим слово "звезда", в воображении появ- ляется образ звезды. Это пример условного рефлекса, обра- зованного в мозге в процессе обучения.

Рефлекторные связи физически существуют в мозге в виде зоны синапса, области химической передачи импульса от одной нервной клетки к другой. Нельзя классифицировать рефлекторную память только по наличию синаптической связи. Ведь все нервные клетки в мозге имеют такие связи. К рефлекторной памяти относятся синаптические связи между нервными клетками разных анализаторных систем, которые создаются в ассоциативных зонах мозга, где имеют свои "пред- ставительства" все анализаторные системы.

http://se.uploads.ru/t/Iq9Qk.png

В ассоциативных зонах мозга создаются связи между разными анализаторными системами.

Чтобы рефлекторная связь образовалась, отростки нерв- ных клеток должны находится на очень близком расстоянии,
порядка 50 ангстрем, и должны работать периодически в течение нескольких дней. Только при этих условиях отростки нервных клеток прорастают и соединяются.
Рефлекторная связь является однонаправленной, им- пульс проходит по нервной клетке в одном направлении.
Рефлекторные связи могут быть цепными, один стимул может запустить длинную последовательность реакций. Такие цепочки связей создаются между вставочными нейронами. Последовательность реакций может "проигрываться" в во- ображении - идеомоторный уровень - или реализовываться физически, с помощью мышц. Примером таких последова- тельных реакций может быть внутренняя или обычная речь.

Ещё одна важная особенность цепочек рефлекторных связей - это то, что они всегда стремятся к завершению, к "прокрутке" до конца (антиципация). Если программа начала реализовываться, человек не может её остановить. Например, профессиональной машинистке трудно прекратить печатать сразу, ей нужно допечатать предложение до конца. Примером антиципации могут быть речевые автоматизмы, когда по на- чалу фразы мозг воспроизводит всю фразу целиком (Мороз и солнце, день чудесный...). Явление антиципации используется в мнемотехнике для дословного запоминания фраз.

0

32

Второй вид памяти - электрические (резонансные) связи

Официальная психология до настоящего времени иг- норирует этот вид памяти. Несмотря на то, что свойства этого вида памяти подробно описаны и легко проверяются опытным путем. В книгах о мнемонике этот вид памяти на- зывается "электрическая память", "ассоциативная память" или "резонансная память", так же можно встретить название "голографическая память".
Информация для мозга - это последовательная связь нескольких простейших элементов. Изменение последова- тельности связей ведет к изменению информации.
Василий Иванович - 125-36-72
Иван Васильевич - 125-72-36

Смысл запоминания заключается в запоминании связей между элементами.
Информация сохраняется в невидимой резонансной связи между нервными клетками. Примером такой связи может быть невидимая резонансная связь между двумя одинаковыми камертонами, или между двумя струнами, настроенными на одну ноту.
Ассоциативная память - процесс синхронизации элек- трической активности в группе одновременно работающих нервных клеток.

Мы хорошо понимаем принцип ассоциативной памяти. Но как конкретно реализован этот принцип в мозге? В этом ещё предстоит разобраться нейрофизиологам. Приводимые схемы и аналогии объясняют именно принцип памяти, а не конкретный способ его реализации в мозге.

Процессу "память" в зрительном анализаторе предше- ствует процесс трассировки изображения. Воспринимаемая картинка разбивается зрительным анализатором на состав- ляющие контуры, как бы переводится в векторную форму. И только после этого нервные клетки, которые одновременно генерируют разные контуры, составляющие одно изобра- жение, синхронизируются. То есть, сам процесс "память" отвечает за группировку простых контурных картинок в одно цельное изображение.

http://se.uploads.ru/t/AbLdo.png

Преобразование точечной картинки в набор контурных картинок. Синхронизация электрической активности на мембранах нервных клеток.

http://se.uploads.ru/t/vgXQ6.png
Клетки с одинаковым набором частот резонируют, включаются и генерируют недостающие образы.

Связи резонансные и связи рефлекторные... Они очень разные. Рефлекторные связи - это исполнительная система мозга. Электрические связи, система таких связей - это наше сознание и подсознание, это мышление и воображение. Это "фильтр", который анализирует входные импульсы, прежде чем последует мышечная реакция организма.

Мнемотехника позволяет экспериментально определить временные характеристики электрической памяти, а также описывает особенности её функционирования. И, самое глав- ное, мнемотехника позволяет управлять процессом создания таких связей.

Ассоциативная связь образуется быстро, достаточно удержать в воображении два соединенных образа несколько секунд. Нормативное время - 6 секунд. Но есть люди, которые на тестах демонстрируют скорость запоминания 1 секунда на связку образов.
Естественное запоминание речи, текстов и всего того, на что смотрят наши глаза, основано на этом виде памяти. Мне- моническое запоминание отличается лишь тем, что образы соединяются в воображении специально и по определенным правилам.

Однократно созданная в мозге связь сохраняется при- мерно 40 минут.
Если связь будет активизироваться (восприниматься повторно или будет просматриваться в воображении), она может быть сохранена в мозге пожизненно. Таким образом, ассоциативная память является и кратковременной (40 ми- нут), и долговременной одновременно.

С одним образом можно образовать много связей, но вспоминаться всегда будет последняя, которая забивает предыдущие связи. Затертые связи сохраняются в мозге и могут быть воспроизведены при напоминании (латентные или скрытые связи).
Техники запоминания построены так, чтобы обойти эф- фект затирания связей. Например, одно число 13 (один и тот же образ) можно запомнить сто раз в разной информации. И во всех случаях связь с этим числом будет последней (правило изоляции образных кодов).

Одно из отличий электрических связей от рефлекторных заключается в том, что электрические связи не являются однонаправленными. Если вы создали в воображении связку из нескольких образов (посмотрели на кошку, состоящую из морды, глаз, ушей, хвоста, лапок и пр.), то стимулом может быть любой образ этой связки. Реакцией всегда будет появле- ние в воображении целостного образа, всех ранее связанных образов. Достаточно увидеть хвост, воображение дорисует его до целостного образа кошки.

Этот вид связи объясняет механизм, с помощью которого мозг создает ассоциации.

http://se.uploads.ru/t/cwW0X.png

Первую картинку память не запомнит, вторую запомнит. Память реагирует на общий контур.

http://se.uploads.ru/t/JlhLi.png
Человек может манипулировать образами в воображении, со- единять их, тем самым сознательно включая процесс "память", процесс образования связи между образами, имеющими общий контур.

Для психологии достаточно принципиальных схем (модели), знания свойств психического явления, его экспе- риментального подтверждения. Поэтому детальное нейро- физиологическое описание ассоциативной памяти оставим нейрофизиологам, физикам и математикам.
Модель памяти в мнемотехнике включает два вида памяти и инерность анализаторных систем, которую принято называть кратковременной памятью.

0

33

http://se.uploads.ru/t/AslMT.png

Модель не учитывает виды памяти, не связанные с ког- нитивными (познавательными) процессами, например гене- тическую память. Другими словами, мнемонику интересует только память в зрительном и речевом анализаторах и их взаимодействие. Например, методы дрессировки в данной системе запоминания не рассматриваются.
Проверить временные характеристики электрической памяти очень просто. В мнемотехнике это делается путем

регистрации объема запоминаемой информации, времени запоминания, количества допущенных ошибок. При запоми- нании образы соединяются непосредственно или с заранее подготовленной последовательностью опорных (стимули- рующих) образов. Использование мыслительной операции "Соединение образов" позволяет запоминать десятки и сотни образов с однократного восприятия каждого элемента. В зрительные образы может кодироваться любая информация (числа, термины, имена, названия и т.п.).

Если человек не обучен мнемонике, то проверить ме- ханизм образования связи между соединенными образами можно путем последовательной демонстрации на экране картинок, на которых два образа имеют общий контур. В этом случае связи будут запоминаться мозгом автоматически. Для проверки естественной памяти в зрительном анализаторе создан компьютерный тест "Фотопамять".

http://se.uploads.ru/t/ANInc.png

Совсем необязательно, чтобы связи были необычными. Мозг запомнит любые связи.

Для сканирования памяти, для считывания связей, нужно показывать одну из картинок пары. Мозг будет воспроизводить другую картинку (человек вспомнит вторую картинку пары).

http://se.uploads.ru/t/Z6qH4.png

Принцип работы памяти "Стимул - реакция" кажется вполне очевидным.

Образование в мозге рефлекторных связей проверяется по скорости узнавания. Например, при заучивании образных кодов чисел скорость кодирования чисел в образы должна быть примерно 0,5 секунды. Числа предъявляются в случай- ном порядке.

0

34

Субъективно рефлекторные связи чисел с образами вы- ражаются в том, что когда вы просматриваете ряд двузначных чисел, в воображении самопроизвольно воспроизводятся зрительные образы, соответствующие этим числам. Совер- шенно аналогично тому, как мы понимаем слова родного языка (ложка - образ "ложка", 35 - образ "куб").

Понимание - процесс преобразования текста (речи) в комбинации зрительных образов в воображении.
Развитие визуального мышления (воображения) попутно развивает функцию понимания текстовой информации.
Таким образом, мозг вообще трудно отнести к запомина- ющему устройству. Мозг не запоминает ни образы, ни слова. Мозг запоминает связи, на основе которых каждый раз заново создает (генерирует) слова, образы, движения, речь. Функцию точного запоминания можно эмулировать в мозге с помощью мнемотехники. В норме (без специального обучения технике запоминания) мозг не может и не должен запоминать то, что мы привыкли называть информацией (телефонные номера, исторические даты, списки, сложные тексты и пр.)

В норме память работает всегда "на узнавание", как ре- акция на стимул. Воспроизведение информации без подсказок возможно только после обучения технике запоминания, когда специально запоминается последовательность информации.
Пока нет точного нейрофизиологического объяснения механизма ассоциативной памяти, любая модель памяти, в том числе и мнемоническая модель памяти, это гипотеза. В какой-то степени это подгонка теории под практику мне- монического запоминания. Мы видим, что память работает именно так. Мы видим свойства памяти и пытаемся их как-то объяснить, путем поиска аналогий с известными нам вещами.

Но как бы это не работало в мозге, описанный принцип памяти является точным. Принцип ассоциативной памяти - группировка изображений, создание связи между одно- временно воспринимаемыми образами или между образами, которые связываются в воображении. Этот вид памяти бы- стрый и пластичный, и в этом его принципиальное отличие от рефлекторной памяти, связи в которой создаются долго, несколько дней.

Свойства ассоциативной памяти очень просто проверить. Но для проверки нужно брать человека, у которого присут- ствует изучаемая функция, который обучен запоминать с использованием данного вида памяти. В этом случае мы по- лучаем строго научные данные: общее время запоминания, среднее время запоминания одного элемента, объем запоми- нания, количество ошибок после запоминания (обязательно отвлекающее задание перед запоминанием), количество ошибок через длительный период времени (долговременное сохранение созданных связей).

0

35

Как бороться с бытовой забывчивостью

Случалось ли вам когда-нибудь забыть, куда вы бросили свой сотовый телефон? Потеря нужной вещи в собственной квартире может испортить настроение на целый день, поиск вещи отнимает много времени. Иногда из-за такой мелочи можно опоздать на работу или на деловую встречу.
Сотовый телефон найти просто. Достаточно позвонить на него с городского телефона. Телефон обнаружит себя. Но как быть с другими вещами, которые не умеют "разговаривать".
Проделайте простой опыт со своей памятью, и вы пой- мете, что нужно делать, чтобы вещи в квартире не терялись. Опыт займет у вас не более десяти минут времени.
1. Соберите в одну кучку 7-10 разных предметов. Напри- мер: авторучка, зажигалка, сотовый телефон, блокнот, колода карт, чайная ложка, пачка чая.

2. Запишите названия предметов на бумаге.
3. Спрячьте вещи в разных частях своей квартиры. Техника запоминания
Положив вещь, задержите внимание на этой вещи, а также на предметах, которые находятся в непосредственной близости, примерно на 10 секунд. Внимательно рассматривать нужно вещь, которую вы прячете и тот предмет, с которым она контактирует (имеет общий контур).
Например, если вы положили колоду карт на видеокас- сету, значит нужно внимательно разглядывать примерно 10 секунд колоду карт и видеокассету. Вы обязательно должны видеть предмет, который пря- чете!

Пример
Эспандер вы кладете в коробку с нитками. Будет ошибкой разглядывать закрытую коробку с нитками. Перед закрытием коробки внимательно рассмотрите и эспандер, и окружающие его нитки (в коробке).
Разложите все предметы в разных уголках квартиры.

Техника припоминания
Возьмите список вещей. Прочитайте первое слово (до- пустим, это будет "авторучка"). Представьте образ авторучки в воображении, удерживайте его, мысленно разглядывайте. Удерживайте образ до тех пор, пока в вашем воображении не появится другой образ, на который вы положили авторучку.
После этого прочитайте следующее слово в списке. Пред- ставьте образ предмета в воображении. Удерживайте его до тех пор, пока не вспомните место закладки.
Аналогично вспомните местонахождение других вещей.
Если при "вывешивании" образа в воображении ваш мозг не реагирует воспоминанием, не спешите, мысленно разгля- дывайте образ ещё и ещё. Память обязательно отреагирует.

Обсуждение опыта
Когда вы видите один предмет на другом предмете, ваш мозг автоматически (непроизвольно) запоминает связь между этими двумя предметами. Чтобы связь запомнилась лучше, дайте мозгу время на образование связи. Удерживайте внима- ние на паре соприкасающихся образов примерно 10 секунд.
Чтобы достать из мозга воспоминание, нужно предъявить мозгу стимул. В нашем опыте стимулами являются слова из списка.
На примере этого опыта у вас была возможность почув- ствовать, как работает память (запоминание и припоминание). В мнемотехнике используется именно этот вид памяти - способность мозга запоминать связи между образами. Связи мо- гут быть как естественными (вы видите соединенные образы), так и искусственные (вы соединяете образы в воображении).
Время образования такой связи - всего несколько секунд.

Практические рекомендации
Если вы положили куда-то нужную вещь, не спешите отводить от неё глаза. Задержите взгляд примерно на 10 се- кунд, дайте своему мозгу время для запоминания связи между предметом и местом.
Чтобы вспомнить, куда вы положили вещь, представьте нужный вам предмет в воображении.

0

36

Как проверить память? Тест "Фотопамять"

Для проверки навыка запоминания в мнемотехнике используются специальные тесты, пройти которые могут лишь люди, прошедшие курс обучения технике запоминания. Например, предлагается запомнить 100 двузначных чисел в строгой последовательности за 10 минут.
А как проверить естественную память у людей, которые не обучались технике запоминания?
Тест "Фотопамять" проверяет ассоциативную память в зрительном анализаторе.

Идея простая. Вам показывают на экране серии карти- нок. В каждой серии по 10 парных картинок. Одна картинка является фоновой, вторая "встроена" в неё, имеет общие контуры с фоновой картинкой. Предполагается, что воспри- ятие общего контура - это сигнал мозгу, это сигнал памяти. Память фиксирует пересекающиеся контуры двух картинок.
Но фиксирует не сразу. Для фиксации связи нужно время. Сколько времени нужно вашему мозгу, чтобы зафиксировать связь, чтобы запомнить?

Проверяется это так... В первой серии картинки показы- ваются по 10 секунд. Этого времени более чем достаточно для запоминания. Ваш мозг должен успеть запомнить все картинки серии, все десять. Во второй серии картинки показываются по 9 секунд. В третьей серии - по 8 секунд. В каждой серии (всего десять серий картинок) время показа картинок уменьшается на одну секунду, и в десятой серии картинки будут предъявляться всего по одной секунде.

Программа "Фотопамять" фиксирует ваши ответы после показа каждой серии. Где-то будет грань, за которой ваш мозг не будет успевать запоминать связи между парами образов. Этот рубеж и будет показывать временные характеристики вашего процесса "память", сколько времени нужно вашему мозгу для эффективного запоминания связи между двумя образами.

Под эффективным запоминанием мы понимаем 8 пра- вильных ответов в серии из 10 картинок.
В "Help" дается описание теста и как анализировать результаты. Предусмотрено пробное тестирование на одной серии картинок для ознакомления с процедурой тестирования. Когда вы будете вспоминать, подсказок не будет. Название картинки, которую вы вспомнили, нужно набрать на кла- виатуре. Программа учитывает разные варианты названия одного образа.

Результаты тестирования отражаются на графике. В инструкции к программе показано, как нужно анализировать графики и на какие результаты следует равняться (что считать нормой).
Программа проверяет вашу естественную память. Если вы обучались технике запоминания, то при тестировании на программе "Фотопамять" вам не нужно использовать специальные приемы. Достаточно внимательно смотреть на картинки, которые будут появляться на экране.

По результату теста можно сделать заключение о трех характеристиках вашего мозга.
Процесс "память". Сколько времени требуется вашему мозгу для эффективного запоминания связи между двумя од- новременно воспринимаемыми образами. Предварительная проверка теста показала, что "нормой" является время, равное шести секундам. Это совпадает с нормативами запоминания, принятыми в мнемотехнике.

Если тест покажет, что ваш мозг успевает запоминать связи между картинками за 6 секунд и менее, вы можете смело браться за мнемотехнику. Ведь в мнемотехнике используется тот же самый принцип - нужно соединять картинки в вооб- ражении.

По результату теста можно сделать заключение об устой- чивости внимания. Если на графике будут резкие перепады длины столбиков - значит со вниманием у вас проблемы. И вы запоминаете плохо не потому, что у вас плохая память, а потому что в процессе запоминания отвлекаетесь, начинаете "летать в облаках".
Третья характеристика, которую позволяет посмотреть тест "Фотопамять" - это время ответа. Время ответа показы- вает степень тугодумства. У одних людей память реагирует на стимул быстро - они сразу отвечают на вопрос. Другим требу- ется какое-то заметное время для появления воспоминания в воображении.

Мы считаем, что данная методика тестирования может быть использована:
- для проверки естественной памяти в зрительном анали- заторе у здоровых людей (например, на предмет способности обучаться мнемоническим методам запоминания);
- для проверки возрастных ухудшений памяти и внимания;
- для диагностики ухудшения памяти, например, вслед- ствие алкоголизма;
- для проверки памяти у детей; для уточнения причин плохой успеваемости в школе: является ли причиной плохая память или сильная неустойчивость внимания, или замедлен- ная реакция мозга на вопросы;

- и даже для проверки памяти у психически больных людей; в этом случае тестирование должно проводиться с инструктором, психолог должен вводить ответы в программу со слов испытуемого, одновременно оценивая адекватность ответов.
Один набор картинок (100 картинок) следует использо- вать только один раз для тестирования одного человека.
Для тех, кто собирается использовать тест "Фотопамять" часто, предусмотрено множество дополнительных функций

0

37

http://se.uploads.ru/t/ha9xD.png

0

38

Запоминание двоичных чисел

(По материалам книги В.Поссин "Как развить суперпамять".)

На соревнованиях по мнемотехнике традиционно присут- ствует, как вид соревнования, запоминание двоичных чисел.
Мнемонисты демонстрируют поразительно высокую ско- рость запоминания – менее одной секунды на запоминание одной цифры. Так ли это на самом деле? Как они это делают? Какова реальная скорость запоминания?
Двоичная комбинация цифр кодируется в знаки восьме- ричной системы счисления следующим образом:

000 – 0
001 – 1
010 – 2
011 – 3
100 – 4
101 – 5
110 – 6
111 – 7

Для быстрого запоминания двоичных чисел нужно выу- чить наизусть соответствие цифр в двоичной и восьмеричной системах счисления.
Запоминаемый ряд нулей и единичек следует разбивать на группы по 6 цифр.
11101000110100010011000001010100111101011010 0000011110

(111.010) (001.101) (000.100) (110.000) (010.101) (001.111) (010.110) (100.000) (011.110)
Скорость запоминания зависит от вашей скорости ко- дирования. Скорость кодирования нужно довести до автома- тизма.
Каждая тройка цифр заменяется знаком восьмеричной системы счисления.
(7-2) (1-5) (0-4) (6-0) (2-5) (1-7) (2-6) (4-0) (3-6)
Восьмеричные цифры объединяются в пары.
(72) (15) (04) (60) (25) (17) (26) (40) (36)

Получившиеся числа кодируются в образные коды чисел, которые также заучиваются до автоматизма.
СиТо – ГуБы – Чай – ШиНа – ТоПор – ГуСь – ДуШ – ЧайНик – КЛей
Образные коды чисел запоминаются на заранее подго- товленную систему опорных образов (локи).
Декодирование (припоминание) происходит в обратном порядке.
Опорный образ – образный код числа (СиТо) – 72 – (7– 2) – 111 010

При автоматизации процесса кодирования мнемонист ви- дит в шести цифрах (111010) – один зрительный образ (сито).
Если скорость запоминания одного образа составляет 6 секунд, то время запоминания одной двоичной цифры будет равно 1 секунде.
На самом деле следует понимать, что мнемонист запоми- нает именно зрительные образы, и скорость запоминания в таблицах рекордов по мнемонике указывается не верно.
Например. Если в таблице указывается рекорд запомина- ния двоичных чисел 0,66 секунды на одну цифру (в среднем), то это нужно понимать так: скорость запоминания была рав- на в среднем 4 секундам на один образ, кодирующий сразу 6 двоичных цифр.На основе этой техники запоминания можно показывать

простой "фокус". Предложите друзьям выкладывать на столе монетки решкой (1) или орлом (0) вверх, в случайном поряд- ке, 6 рядов по 6 монет. По ходу выкладывания монет на стол, запоминайте их (6 монет - это всего лишь один зрительный образ). После запоминания отвернитесь и называйте "орел" - "решка" - "решка" - ...
Так как скорость запоминания всех монет может быть всего 18 секунд (3 сек. х 6 рядов), и при этом вы запоминаете монеты по ходу их выкладывания, создается впечатление, что вы запомнили целую кучу монет с одного взгляда. Можете сказать, что у вас фотографическая память, и вы видите все 36 монет на своем внутреннем экране.

Какие они - мнемообразы?

Мнемотехника использует для запоминания в основном зрительные образы (зрительные представления, зрительные воспоминания). Потому что с помощью зрительных образов информацию можно, в буквальном смысле слова, записывать в мозг.
Способность хорошо видеть зрительные образы в во- ображении – основа для качественного мнемонического запоминания.
Что не нужно делать, пытаясь представить образ?
Не нужно закрывать глаза. Глаза всегда должны оста- ваться открытыми, и при запоминании и при припоминании образов.

Не нужно пытаться вызывать зрительные галлюцинации. Если вам удается видеть образ памяти так же четко, как и окружающие предметы, скорее всего это повод обратиться к психиатру.
Не нужно пытаться тренировать эйдетические образы. Это когда вы смотрите на фотографию, затем закрываете глаза и продолжаете видеть фотографию во всех деталях. Для мнемотехники это не нужно.
Не нужно пытаться тренировать «фотопамять». Это когда вы смотрите на страницу текста пару секунд, затем закрыва- ете глаза и читаете текст по памяти. Никем не доказано, что такое возможно.

А что же нужно тренировать? Какие образы используются в мнемотехнике? Как их правильно представлять?
Мнемотехника использует обычные зрительные воспо- минания. Например, мне дают задание вспомнить и описать словами коридор квартиры. Я мысленно подхожу к двери, открываю первую дверь. Она железная, открывается наружу. За ней есть ещё одна дверь – деревянная, она открывается во внутрь. Захожу в квартиру, останавливаюсь, справа вижу полки, на самой верхней полке стоит автоматический освежи- тель воздуха. Прохожу дальше, направо. Справа – большой встроенный шкаф с огромным зеркалом. Можно его мысленно открыть, тогда в воображении появится с содержимое этого шкафа. Иду дальше по коридору, прохожу через небольшую арку. После неё ещё один встроенный шкаф, уже по двум стенам. Без зеркал. На потолке вспоминаю крючок для бок- серской груши. Больше ничего интересного. Иду по коридору в другую сторону, прохожу мимо входной двери – она слева. Справа от меня дверь на кухню, слева – арка в гостиную, без двери. Дальше коридор сужается, слева двери в ванную и туа- лет, справа вход в комнату, спереди вход ещё в одну комнату…

http://se.uploads.ru/t/yC0dD.png

Попробуйте вспомнить комнату своих знакомых, род- ственников. Мысленно прогуляйтесь по квартире. Через пару минут вы погрузитесь в свое воспоминание, оно вас как бы захватит. Запомните это состояние и эти образы памяти, которые вы видите в воображении. Это и есть мнемонические образы. Хотя образы кажутся нам преимущественно зритель- ными, на самом деле они полимодальные, несут в себе информацию по всем органам чувств. И если бы вы заснули в момент воспоминания, эти образы подменили бы вам реальность. Вы бы смогли ощущать их во сне как реальные предметы.

Для мнемонического запоминания нужно уметь доставать нужные образы из своей памяти. Допустим, вы запоминаете пару слов: «разделочная доска» и «чайник». Чтобы запомнить связь между словами, вам нужно подобрать для них образы из своей памяти. Для этого вы мысленно вспоминаете свою кухню, видите на ней чайник, разделочную доску и много других вещей. Но вы как бы вырезаете нужные вам образы их этого воспоминания кухни, представляете отдельно разделочную доску, как будто вы держите её в руках перед собой (или она просто висит в воздухе перед вами). Представляете отдельно чайник, как будто чайник висит в воздухе перед вами.

Если подставлять образы под слова именно так, то образы получаются достаточно четкими для того, чтобы вы запомнили связь между ними с первого раза.
Теперь представьте, что перед вами в воздухе плавает разделочная доска и на ней стоит чайник. Зафиксируйте эту картинку несколько секунд, рассмотрите её в своем вообра- жении.
Чтобы потренироваться проецировать зрительный образ в разные точки пространства, выполните следующее упраж- нение.

Вспомните свою кухню. Мысленно найдите на ней свою любимую чашку. «Заберите» образ чашки с кухни, представьте чашку отдельно. У чашки есть ручка, поэтому чашку можно вращать мысленно и по ориентации ручки отслеживать вра- щение. При выполнении упражнения на перемещение чашки в воображаемом пространстве, дополнительно вращайте чашку (ручка справа, ручка слева, ручка к вам, ручка от вас)
Мысленно поместите чашку на свое левое плечо, вра- щайте её на плече. Глаза открыты и смотрят в одну точку в пространстве перед собой. Мысленно поместите чашку на правое плечо, вращайте её. Мысленно поставьте чашку себе на голову, вращайте. Прилепите чашку на затылок. Прилепите чашку на лоб (поставьте её на нос). Поднесите чашку к губам. Отведите чашку от губ, на расстояние примерно одного метра. Стоп! Вот в этой точке пространства представляйте образы всегда.
Попробуйте запомнить цепочкой десять образов, пред- ставляя образы так, как было описано выше. Соединяйте образы парами. Всегда нужно видеть только два соединенных образа.

В чашке лежит пульт от телевизора.
На пульте лежит разделочная доска (подогнать пульт и доску к одному размеру).
На разделочной доске стоит чайник. Чайник протыкает нож.
На ноже лежит губка для мытья посуды. На губке лежит чайная ложка.
На чайной ложке – пачка чая.
На пачке чая лежит луковица.
В луковицу воткнули вилку.

чашка – пульт – доска – чайник – нож – губка – чайная ложка – пачка чая – луковица – вилка

Правильно представляйте образы, подставляйте под сло- ва воспоминания конкретных предметов, соблюдайте правила соединения образов в паре, и любые мнемонические приемы запоминания будут получаться у вас с первого раза.

0

39

Понятие "ассоциация" в мнемотехнике

Существует общепринятое толкование ассоциации в пси- хологии. Психологи понимают под ассоциацией закономерную связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психиче- скими явлениями А и В возникновение в сознании человека явления А закономерным образом влечет появление в созна- нии явления В.

По типу образования психологи различают:
- ассоциации по сходству (солнце – подсолнух, мяч, круг...);
- ассоциации по контрасту (большой – маленький, тем- ный – светлый...);
- ассоциации по смежности в пространстве или во вре- мени (чашка – чайная ложка, гром – молния...);
- причинно-следственные ассоциации (день – ночь, лето – осень, зима – весна...).
Существует также закрепленное в языке устойчивое словосочетание «вспомнить по ассоциации». Под этим подразумевается, что стимул А вызывает в мозге реакцию В. Например, знакомая мелодия вызывает воспоминание о кинофильме, слова песни. Фотография вызывает в памяти воспоминания о прошлых событиях.

По существу, психологи понимают ассоциацию как реф- лекс. Только настоящие рефлексы вызывают физиологиче- скую реакцию организма (горячий предмет – рефлекторное отдёргивание руки), а «ассоциативные рефлексы» или
внутренние рефлексы) вызывают реакцию в воображении. В отличие от физиологических реакций организма, которые можно зафиксировать приборами, реакции в воображении приборами фиксировать нельзя, поэтому такие реакции психо- логи изучают редко, считают метод интроспекции не научным.
В мнемотехнике используется та же терминология, но толкование понятий отличается от общепринятых в психо- логии.

«Вспомнить по ассоциации» - в мнемотехнике мы можем говорить так же, но понимать это нужно как «вспомнить ранее созданную в мозге связь». Причем связь могла быть создана естественным путем (непроизвольно) или связь могла быть создана специально, сознательно.
Психологи различают условные и безусловные рефлек- сы, созданные в течение жизни человека, или заложенные в мозг генетически. При этом подразумевается, что рефлекс обязательно должен проявляться на физиологическом уровне, в виде движения или химической реакции организма (выде- ление слюны).

Мнемотехника считает, что рефлексы не обязательно должны проявляться на физиологическом уровне. Мнемо- техника понимает рефлекс – как связь, образованную между разными анализаторными системами мозга, автоматическая связь, которая работает без контроля сознания.
С точки зрения мнемотехники, рефлексом является и выделение слюны при восприятии запаха пищи, и появление в воображении образа кошки при восприятии слова «кошка». И физиологические рефлексы (которые можно объективно регистрировать) и «ассоциативные рефлексы», которые видны в воображении только субъекту (но недоступны для регистрации приборами) следует относить к одному виду памяти – к рефлекторной памяти. Рефлекторные связи соз- даются в ассоциативных зонах коры головного мозга, путем непосредственного соединения отростков нервных клеток разных анализаторных систем.

Далеко не каждое соединение нервных клеток можно назвать рефлекторной памятью. Рефлекторной памятью следует считать связи, которые соединяют стимул в одной анализаторной системе с реакцией (видимой или невидимой) в другой анализаторной системе.
Мнемотехника выделяет два вида памяти (по способу образования связи). Рефлекторная память (непосредствен- ные связи между нервными клетками разных анализаторов) и ассоциативная память - резонансные электрические связи между нервными клетками одной анализаторной системы, например, зрительной.

Рефлекторная память отличается от ассоциативной по времени образования связи. Рефлекторные связи образуются долго, в течение нескольких дней и требуют многократного повторения стимула и реакции. Ассоциативные связи (в пре- делах одной анализаторной системы, например, зрительной) образуются очень быстро. В среднем за 6 секунд. Процессом образования связей в двух видах памяти можно управлять со- знательно, т.е., процесс запоминания можно контролировать.

Связи в ассоциативной памяти (в пределах одной анализа- торной системы) создаются путем синхронизации электриче- ской активности на оболочках нервных клеток, участвующих в процессе запоминания (работающих одновременно). Синхро- низация и поддержание синхронной активности осуществля- ется по кольцу обратной связи через гиппокамп. Разрушение этого органа или нервных путей кольца обратной связи ведет к нарушению способности запоминать.

Хотя мы в мнемотехнике и может говорить «я вспомнил по ассоциации», но правильнее было бы говорить «вспомнил по связи». В мнемотехнике слова «связь» и «ассоциация» имеют разное значение.
Понятие «связь» в мнемотехнике обозначает основную мыслительную операцию запоминания – соединение пары образов в воображении (ассоциативная память). Или создание связи между разными анализаторами (новое слово – зритель- ный образ) – рефлекторная память.

Создать связь – это не значит создать ассоциацию. Ассоциация обычно содержит несколько связей и создается путем последовательного соединения нескольких пар образов.

Понятие ассоциации в мнемотехнике

В мнемотехнике различают «естественные ассоциации» и «искусственные ассоциации».
Естественные ассоциации создаются естественным пу- тем в процессе восприятия реального мира. Например, при многократном восприятии автомобиля в мозге сохраняется естественная ассоциация «автомобиль». Это образ, состоя- щий из нескольких других образов: корпус автомобиля, колеса, капот, крыша, руль, багажник, номер... Или образ «входная дверь» состоит из нескольких подобразов: сама дверь, глазок, номерок, ручка, замок.

Искусственная ассоциация – это зрительный образ, на части которого сознательно (искусственно) привязаны другие образы. В ассоциации различают: основу ассоциации (целый образ, включающий в себя другие образы – части целого об- раза) и элементы ассоциации – образы, связанные с частями целого образа.

0

40

Пример искусственной ассоциации

Березка: на кроне – книга, на стволе – рюмка, на кор- нях – вакса.
Весы: на верхней части весов – американский флаг, на чаше весов – свисток.
Грубо говоря, искусственная ассоциация похожа на елку с елочными игрушками. Где елка – это главная часть инфор- мации (основа ассоциации), а елочные игрушки (другие части информации) – элементы ассоциации.
Искусственная ассоциация в мнемотехнике – это об- разная форма репрезентации (хранения) информации в моз- ге. Например, в ассоциациях выше записана информация: «Березка – 301-90-83» и «Провозглашение Конституции США – 1787 год».

Слово «информация» в данном случае подразумевает отдельный телефонный номер или историческую дату. Чтобы исключить разные толкования слова «информация», в мне- мотехнике вводится понятие «информационное сообщение». Информационное сообщение – это несколько взаимосвя- занных элементов, относящихся к одному событию, факту, явлению, человеку, объекту и т.п.

Например, информационным сообщением являются: телефонный номер, историческая дата, ф.и.о., номер авто- мобиля, даты жизни человека, новый термин, понятие и т.п.
То, что мы называем «информационным сообщением», обычно может быть записано как одна строка в таблице. Именно так понимается слово «информация» в мнемотехнике. «Ассоциация» в мнемотехнике равняется «информации» (в образной форме).

Азот --- плотность 1,2505 --- температура плавления – 210 С --- температура кипения – 196 С
Любые запоминаемые данные могут быть (и должны быть) представлены в виде таблиц. Для запоминания этой строчки таблицы нужно обозначить зрительным образом «Азот», и с частями этого образа связать образы, кодирую- щие числа: 1, 25, 05, 210, 196 (еЖ, ТоПор, оБои, ДЖиНсы, ГРеЛка).

Таким образом, искусственная ассоциация в мнемотехни- ке – это связка зрительных образов, кодирующих одно инфор- мационное сообщение (одну строку таблицы). Искусственная ассоциация создается путем последовательного создания в воображении нескольких связей.
Общепринятое «вспомнить по ассоциации» в мнемо- технике не звучит... Правильно говорить «вспомнить ассоци- ацию». То есть, вспомнить информацию, закодированную в комбинацию зрительных образов.

Можно, конечно, употреблять и общепринятое значение термина «ассоциация», но всегда следует иметь в виду кон- текст. Говорим ли мы о мнемотехнике, или используем слово «ассоциация» в контексте общей психологии.
Создание в воображении искусственной ассоциации – основной метод запоминания в мнемотехнике. Поэтому при запоминании следует в первую очередь обращать внимание на качество образования ассоциации. Ассоциации можно запоминать последовательно, группировать, систематизиро- вать. Но каждая ассоциация – это самостоятельная единица, отдельная информация. Она живет своей жизнью, может быть никак не связана с другими ассоциациями. И при восприятии любой части ассоциации она будет вспоминаться целиком.

Какой телефонный номер кинотеатра «Березка»? В воображении всплывает вся ассоциация целиком, мы видим и Березку, и закодированные в образы числа телефонного номера: 301, 90, 83.
Процесс создания ассоциации (процесс записи инфор- мации в мозг посредством зрительных образов) полностью контролируется. Время записи в память одного телефонного номера (три связи) – примерно 18 секунд.

Следует также отметить, что мнемоническое толкование термина «ассоциация» в официальной психологической лите- ратуре пока не встречается. Даже в тех книгах, где психологи описывают разные мнемонические системы. Это говорит о том, что основные методы и принципы мнемотехники психо- логам пока не понятны.

0


Вы здесь » Всё обо Всём. » библиотека » Все о памяти и способах запоминания