Всё обо Всём.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Всё обо Всём. » библиотека » Все о памяти и способах запоминания


Все о памяти и способах запоминания

Сообщений 41 страница 50 из 64

41

Семь техник запоминания новых иностранных слов

Какие способы запоминания применяются в Системе «Джордано» для запоминания новых иностранных слов?
Всего семь техник.
(Здесь не учитывается запоминание последовательности новых слов. Запоминание последовательности новых слов подразумевается.)

Способ первый

Представить в воображении зрительный образ и не- сколько раз прослушать произношение слова (на программе Lingvo).

moon (мун) – луна
Представляем образ луны и несколько раз кликаем по иконке динамика в программе Lingvo. Продолжая удерживать образ, повторяем произношение слова, желательно вслух.

Способ второй

Используем похожие по звучанию слова в качестве под- сказки произношения.
grass (грас) – трава
Представляем траву и «сажаем» на неё образ, подска- зывающий произношение. На траве сидят два гроссмейстера.
Произношение можно разбить на несколько частей и для каждой подобрать образ.

seamy (сими) – покрытый швами, рубцами, шрамами
Представляем лицо человека после автокатастрофы. Под глазом ставим СИняк. На нос ставим МИску.

Способ третий
Используем фонетические образные коды. Для каждого транскрипционного знака заранее заучивается зрительный образ – образный код, дифтонги обозначаются одним зри- тельным образом. Произношение слова записывается на образе-значении прямо транскрипционными значками (за- кодированными в образы).
tow (тау) – бечевка, трос, буксир, буксировка
Фонетические образные коды: Топор, компАс, фУражка
Создаем искусственную ассоциацию. Основа ассоциации – образ «трос». На его трех частях запоминаем образные коды «топор», «компас», «фуражка».
Чтобы использовать этот способ запоминания, фонети- ческие образные коды должны быть заучены до автоматизма.

Способ четвертый
В одной ассоциации обычно может быть до пяти элемен- тов. Поэтому длинные слова запоминать по звукам не полу- чится. В этом случае используем комбинацию способа 2 и 3. Часть произношения запоминается похожими по звучанию словами, другая часть – фонетическими образными кодами.
tulip (тюлип) – тюльпан
Смысловой образ (основа ассоциации) – тюльпан. На три его части запоминаем: Топор, Юла (фонетические образные коды), чай ЛИПтон (похожее по звучанию слово).

Способ пятый
Запоминаем слово в составе словосочетания, в котором
одно слово нам знакомо, а второе – новое. Образом обозна- чается знакомое слово.
thief (сиф) вор
stop thiefостановите вора
Представляем образом знакомое слово «стоп» - дорож- ный знак «Стоп». Удерживаем образ в воображении и на его фоне произносим словосочетание « stop thief».
Когда вы вспомните образ, вы вспомните его название (вы уже знаете stop). Слово stop вытащит из памяти слово thief.

Способ шестой
Запоминаем слово в составе предложения (фразы). При этом все слова в предложении должны быть хорошо знакомы, кроме нового запоминаемого слова.
tumour (тюма) – опухоль, новообразование He has a brain tumour. – У него опухоль мозга.
Подбираем образ по смыслу фразы (по ситуации). Пред- ставляем человека с большой шишкой на голове. Удерживая этот образ в воображении, несколько раз произносим фразу (исключительно по памяти).
При припоминании вы легко вспомните по образу смысл фразы, начало фразы, фраза вытащит из памяти новое слово.

Способ седьмой
Запоминаем слово с его толкованием на иностранном языке.
cemetery – a place where people are buried in graves when they die
Подбираем смысловой образ для слова cemetery – клад- бище. Удерживая образ в воображении, несколько раз повто- ряем по памяти (исключительно по памяти, не подсматривая в текст) толкование слова на английском языке.

0

42

Мнемотехника для "чайников" (1)

На одном из форумов увидел тему "Улучшает ли мне- мотехника вашу память". Ну что можно ответить? Улучшает примерно так, как улучшают вашу память блокнот и авторучка. Мнемотехника не тренирует память. Мнемотехника предна- значена для записи информации в мозг. Правда, запись это производится с помощью зрительных образов.

Бытует мнение, что мнемотехника сложна для освоения. Ничего подобного! Можно сразу начать использовать мнемо- технику по мелочам. Прочитав эту статью, вы можете тут же начать запоминать свою записную книжку.
Что там у вас? Телефонные номера, пин-код банковской карты, коды и пароли, разные ID-идентификаторы, даты дней рождений друзей, паспортные данные, номера ваших элек- тронных кошельков…

Наверняка у вас среднее и высшее образование! Неужели вы не можете запоминать даже телефонные номера? Как же вам удалось закончить школу? (Шутка.)
Все очень просто. Только иногда нужно вытряхнуть из головы разную чушь про тренировку памяти и посмотреть на проблему под правильным углом. Если у вас что-то раньше не получалось с мнемотехникой, будьте уверены, что виноваты в этом не вы. А те книжки, по которым вы пытались научиться запоминать. Не бывает плохих учеников. Но бывают плохие учителя.
Итак…

В информации, которую мы стремимся запомнить, встре- чается много повторяющихся элементов. Это названия меся- цев, дней недели, буквы русского и английского алфавитов, двузначные и трехзначные числа, и многое другое.
Информация собирается из этих элементов, как из куби- ков конструктора "Лего". В разной информации встречаются одинаковые элементы. Меняя последовательность "кубиков", мы получаем другую информацию. Простейший пример - те- лефонные номера. В примере внизу "кубиками" (элементами информации) будут числа 123, 67, 45.

"123-67-45" - один телефонный номер. Но "123-45-67" - уже другой телефонный номер.
Разные даты состоят из одинаковых элементов.
"4 октября 1957 года" или "7 ноября 1917 года"
С помощью перестановки элементов мы получает другие даты.
"7 октября 1917 года" или "4 ноября 1957 года"
Телефонный номер кому-то должен принадлежать, або- ненту. Историческая дата относится к какому-то историче- скому событию. 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли.

Абонент и событие - это неповторяющиеся части инфор- мации. Они уникальные. Каждому абоненту и каждой истори- ческой дате всегда будет соответствовать последовательность повторяющихся элементов.
Информация состоит из уникальной части и последова- тельности общих элементов, которые могут встречаться и в другой информации.
Абонент (уникальная часть) - 123-67-45 (общие элемен- ты для разной информации)
Память человека так устроена, что она плохо запоминает разные точные данные, особенно числа.

Но наша память (и ваша тоже) очень хорошо запоминает зрительные образы. Обучение с помощью зрительных образов интенсивно используется почему-то только в детском саду и в начальных классах школы. А для взрослых - нет. Как будто у взрослых мозги стали работать по-другому с возрастом. Нет, работают так же, и даже лучше чем у детей.

Чтобы запоминать точную информацию (из которой ничего нельзя выкинуть, которую нельзя сократить), типа телефонных номеров или точных дат, элементы информации нужно преобразовывать в зрительные образы. В этом случае незапоминаемые данные можно в буквальном смысле слова записывать в свой мозг, как вы записываете телефонный но- мер на листок бумаги.

Итак, важнейшим условием быстрого и качественного запоминания является ваша способность очень быстро пере- водить числа, названия месяцев, дней недели, букв алфавитов и т.п. в зрительные образы.
Процесс преобразования числа или слова в зрительный образ в мнемотехнике называется "кодированием"

Трехзначных чисел - тысяча. Попробуйте преобразовать трехзначное число в зрительный образ! Например, число 390. Это очень не просто. Для этого нужно знать специальный алгоритм. И такой алгоритм давно придумали в мнемотех- нике. Каждой цифре присваивается буквенное обозначение. Способов обозначения цифр буквами существует много, и все они разные для разных языков. И даже для одного русского языка есть несколько способов кодирования цифр в буквы.

Наиболее рациональный способ, которому обучают на многих курсах тренировки памяти такой:
1-гж, 2-дт, 3-кх, 4-чщ, 5-пб, 6-шл, 7-сз, 8-вф, 9-рц, 0-нм
Каждой цифре соответствуют две согласные буквы. Вы- учить этот буквенно-цифровой код (БЦК) можно за 20-30 минут, просто проанализировав его, и потренировавшись ко- дировать любой текст в цифры. Для тренировки нужно читать текст, выбирать из него все согласные буквы и НаЗыВаТь иХ ЦиФРаМи. Короче, это элементарно: 0782 3 9890.

0

43

Когда-то давно в мнемотехнике использовался очень пло- хой способ кодирования цифр в слова и фразы. Из-за этого способа мнемотехника не была популярной, так как многие считали такой способ глупым и абсурдным.

390 242 0 330 - КРаН ТеЧет На КуХНе
По цифрам-буквам составлялась какая-нибудь фраза. Считалось, что чем глупее фраза, тем лучше она запомина- ется. Очевидно, что кодировать информацию таким неуклю- жим методом - это очень-очень медленно. И не всегда даже и получится.

И вот в мнемотехнике возникла идея, что любую инфор- мацию можно собирать в воображении из отдельных эле- ментов, как из деталей конструктора! Идея оказалась очень перспективной. А метод - очень эффективным. И в начале 90-х годов прошлого века в Кембридже стали проводить первые соревнования по мнемотехнике, потому что стало возможным запоминать числа в большом количестве, и даже на слух, с однократного восприятия!

Идея простая. Любой числовой ряд нужно разбивать на двузначные или трехзначные числа, или их комбинацию.
9264566756 - 926 456 67 56
Мы всегда это и делаем при записи телефонных номеров. Так проще воспринимать числа и запоминать их. Способ на- зывается "группировка".
Но новой была не идея группировки, а идея обозначить каждое число одним единственным (фиксированным) сло- вом-образом. Если такой список выучить заранее, то при запоминании не нужно тратить время на кодирование чисел в слова. При восприятии чисел мозг сам будет подставлять под них нужные образы.
Но как же составлять фразы из случайных комбинаций слов?

926 - ретушь, 456 - щупальце, 67 лиса, 56 - пиала
Ретушь щупальцем лиса напиалила?
Получается невообразимо глупо. Да и не так просто в этой фразе найти нужные буквы, прибавляется много других согласных буквы. Фраза легко переводится в набор цифр, а вот обратный процесс - перевод цифр во фразу - сильно затруднен.

Оказывается, не нужно составлять фразы. Тогда и эф- фективность мнемотехники резко повышается, и отпугивать глупыми методами она уже не будет, как раньше.
Выяснили, что мозг запоминает связи между образами, что это и есть основной механизм памяти человека. И запоми- нает очень быстро. Была придумана новая оригинальная тех- ника запоминания, которая оказалась ещё и универсальной.
Нужно обозначить зрительным образом абонента (кому принадлежит телефонный номер), в этом образе выделить четыре части, с разными контурами, с разной геометрий, и с этими частями связать образы-заменители чисел, т.е., образ- ные коды. Все гениальное просто!

Допустим, телефонный номер 926 456 67 56 принадлежит автосервису. Мы обозначаем автосервис зрительным образом "Автомобиль", на разные части автомобиля (всегда в одном порядке, слева направо или сверху вниз) "сажаем" образные коды: на номере - ретушь, на лобовом стекле - щупальце, на крыше - лиса, на багажнике - пиала.
Автосервис (обозначаем образом "автомобиль") - 926 456 67 56 (преобразуем в образные коды)
Переносим в мозг связи, содержащиеся в данной инфор- мации.

На номере автомобиля - ретушь (926) На лобовом стекле - щупальце (456) На крыше - лиса (67)
На багажнике - пиала (56)
В результате получается то, что сейчас называется в мнемотехнике "искусственная ассоциация". Это один цен- тральный образ (уникальная часть информации), на частях которого сидят другие образы (общие для разной информации элементы), как елочные игрушки на елке. Новая (для 1990 года) техника позволяла запоминать разнообразную инфор- мацию однотипно, быстро и эффективно. На запись в память одного телефонного номера этим методом требуется не более 30-ти секунд времени.

Были составлены списки слов для двузначных и трехзнач- ных чисел, чтобы обучающиеся мнемотехнике не тратили время на подбор слов, а использовали слова, подобранные заранее. Такие списки - справочники образных кодов - можно найти во многих книгах по тренировке памяти.
Однако время шло, много людей обучалось мнемонике, и выявлялись новые проблемы. Многие не понимали, что ка- ждому числу нужно сопоставлять всегда одинаковый зритель- ный образ, ошибочно думали, что образный код - это слово.

0

44

То лиса (67) у них сидит, то бежит, то вообще это чучело лисы, то это воротник из хвоста. А для некоторых слов вообще не могли найти образов в своей голове, и вынуждены были обращаться к поисковой системе для поиска фотографий. Это замедляло процесс запоминания (поиск образа в Интернете) и сильно снижало качество запоминания (разные образы для слова).

Запомните: образный код - это не слово, это зрительный образ, причем всегда одинаковый
Вдобавок ко всему ни на одних курсах тренировки памяти не было специальных учебных пособий, с помощью которых можно было бы быстро выучить систему образных кодов для трехзначных чисел. В основном заучивались только коды для сотни двухзначных чисел, а трехзначные числа допускалось использовать по текстовому списку слов.

Идея создания иллюстрированного справочника образных кодов давно носилась в воздухе. Представьте, что на каждый повторяющийся элемент информации (34, 546, апрель, по- недельник, Д, W и т.п.) у вас есть заранее подобранная фото- графия предмета. Например, "950 - рубанок" - фотография рубанка.

Оказывается - и это очередное маленькое открытие в мнемотехнике - если использовать фотографии, а не приду- мывать образы из головы, качество запоминания, и особенно припоминания, резко улучшается!
За счет чего же? Рассматривая предмет на фотографии, человек формирует в своей памяти четкое зрительное представление. И всегда подставляет под одно число один и тот же, четкий образ. А это как раз и является важнейшим условием качественного запоминания с помощью образных кодов. Что и отражено в их названии - "фиксированные образные коды".

Фотографии образных кодов, выполненные в виде двух- сторонних карточек - очень удобные для заучивания образных кодов. На обратной стороне карточки написано число и бук- венная подсказка слова. Такая, казалось бы, мелочь, но учить образные коды стало гораздо легче. Пока коды на тысячу чисел были в виде списка слов, выучить их было очень сложно. Та- кой список знал либо составитель, который уже при подборе слова четко представлял образ, либо отдельные энтузиасты, которые самостоятельно подбирали фотографии в Интернете.

У иллюстрированного справочника образных кодов, как мнемонического инструмента, обнаружилась ещё одна осо- бенность. Появилась возможность запоминать точные дан- ные, почти не изучая мнемотехнику! Используя, так сказать, элементарную мнемотехнику.

0

45

Мнемотехника для "чайников" (2)

Речь идет о запоминании отдельных телефонных номеров, дат, пин-кодов, ID-идентификаторов, номеров автомобилей, номеров электронных кошельков, паролей и т.п.
Другими словами, использовать мнемотехнику вместо записной книжки теперь может даже "чайник" - человек, который только начал знакомиться с этой дисциплиной.
Представляете? Только начал изучать, и сразу уже может начать запоминать свою телефонную книжку! Десять, пятьде- сят, сто, двести телефонных номеров... количество не имеет значения. Все будет сохранено в памяти совершенно точно.
Что нужно знать, чтобы сразу начать запоминать?

Буквенно-цифровой код (БЦК)
Нужно знать БЦК - буквенно-цифровой код. Нужно уметь преобразовывать слова в цифры. Когда вы вспоминаете образ "арбуз", вы называете его словом "арбуз", выбираете из слова первые три согласные буквы аРБуЗ, и вместо выделенных букв подставляете цифры: 957. Образ арбуза в вашем вооб- ражении обозначает число 957. Всегда! Всегда совершенно одинаковая картинка арбуза, как на фотографии.

Прием символизации

Что ещё нужно? Нужно уметь обозначить человека (або- нента) зрительным образом. Проще всего это сделать приемом символизации (работа человека, его увлечения). Если ваша знакомая девушка продает массажные кресла, в вашей мне- монической записной книжке она будет обозначена образом "массажное кресло". Свою банковскую карту можете так и представить - в виде карты. Свои паспортные данные можете запомнить на образе "Паспорт".

Прием образования ассоциации (прием No1 в мнемо- технике)

Ещё нужно знать основной (универсальный) способ запоминания - прием образования ассоциации. С помощью этого приема вы связываете разные числа одного телефонного номера вместе, в нужной последовательности, и одновремен- но привязываете их к абоненту. Фактически, вы переносите связи, существующие в телефонном номере, в свой мозг.
Телефон знакомой, продающей кресла - 906 957 12 99
Представляете образ "массажное кресло", и на разные его части запоминаете образные коды чисел. В этом месте вам необходимо воспользоваться иллюстрированным справоч- ником образных кодов, чтобы образы были четким и всегда одинаковым.

Можно заранее не учить образные коды, можно запоми- нать, используя набор фотографий как справочник. Конечно, это будет не так быстро, как использование кодов по памяти, но вас никто и не торопит, когда вы сидите дома за письмен- ным столом.

Смотрим фотографии для чисел: 906 - ромашка, 957 - арбуз, 12 - гитара, 99 - рация. Картинки запоминаются есте- ственным образом, при простом их рассматривании. Ведь наш мозг работает на образах! Это его язык. Посмотрев картинки, создаем искусственную ассоциацию, записываем связи (меж- ду частями кресла и числами) в свой мозг. Мозг запоминает связь за несколько секунд, пока вы рассматриваете у себя в воображении два соединенных (совмещенных) образа.

На подголовнике массажного кресла представляем ромашку (видим её как на фото). На спинке кресла визуали- зируем арбуз (вспоминаем фотографию). На сидение кладем гитару (это шестиструнная электрогитара). На подставку для ног - рацию. Каждую связь нужно увидеть, максимально четко представить у себя в голове. После просмотра фотографий сделать это совсем не сложно. Образы сами стоят перед глазами.

Благодаря тому, что вы только что просмотрели картинки, ассоциация получается очень качественная и очень хорошо сохраняется в памяти.
Когда вы захотите вспомнить телефонный номер, вы будете вспоминать эту зрительную ассоциацию. Вы увидите у себя в воображении массажное кресло, а на его частях - ро- машку, арбуз, гитару и рацию. Здесь пригодится ваше умение переводить слова в числа по буквам: РоМаШка - это число 906, аРБуЗ - это число 957, ГиТара - 12, РаЦия - 99. Как вы успели заметить, вспоминается не телефонный номер, вспо- минается комбинация картинок, а телефонный номер читается по картинкам. Но так только у "чайников".

0

46

Если образные коды заучить специально, до рефлекса, до автоматизма, то когда человек вспоминает ассоциацию, на образном коде (арбуз), он видит число (957), в том виде, в котором мы их и привыкли видеть в виде 957. То есть, видит телефонный номер почти точно так, как будто он написан ручкой на бумаге. Только числа разбросаны по частям образа.

Метод Цицерона (метод мест)

Ну и последнее. Если вы запоминаете много отдельных телефонов, дат, пин-кодов, паспортные данные, номера элек- тронных кошельков и т.п., вам следует запоминать и их после- довательность. Проще всего это сделать методом Цицерона. Мысленно выходите из своей квартиры и идите по знакомому маршруту. По пути останавливайтесь рядом с каким-нибудь заметным объектом и вешайте на него основу ассоциации.
Основа ассоциации - это центральный образ, на котором записаны другие образы. В нашем случае - это образ "мас- сажное кресло". Например, я мысленно вышел из квартиры, и первое что увидел - это электрический щиток. Я совмещаю в воображении образ электрического щитка с образом мас- сажного кресла.

Никакие другие образы видеть не нужно. Логика и смысл при создании связи между парой образов не нужны. Чисто
механическое соединение. Просто наложить один образ на другой. И обязательно рассмотреть несколько секунд (3-6 секунды) созданную пару.
Известному мнемонисту Шерешевскому (Р.А.Лурия, Ма- ленькая книжка о большой памяти) требовалось 4 секунды на рассматривание пары образов, чтобы его мозг запомнил связь. Это для ориентира. Можно запоминать и быстрее.
Итак, чтобы начать запоминать свою записную книжку, не изучая мнемотехнику вообще, вам нужны:

- буквенно-цифровой код (1-гж, 2-дт, 3-кх...);
- иллюстрированный справочник образных кодов (фото- карточки);
- прием образования ассоциации (как игрушки на елке);
- метод Цицерона (знакомый маршрут), для запоминания большого количества ассоциаций.
Конечно, мнемотехника учит запоминать не только числа. Но числа наиболее сложны для запоминания (без мнемо- техники). Поэтому в системе запоминания "Джордано" тема запоминания информации, содержащей числа, разработана самым тщательным образом.

Попробуйте мнемотехнику на вкус! Оцените простоту, надежность и качество запоминания мнемоническими мето- дами! Заодно вы увидите изнутри принципы работы памяти. И сделаете для себя открытие - объем памяти не ограничен "магическим" числом 7. Он ограничен только вашим желанием запоминать.

0

47

http://se.uploads.ru/t/lYgV4.png

Мнемокарточки. Инсталляция информации в память

Возможно ли установить набор точной информации в память человека, не подготовленного в мнемотехнике, и чтобы он при этом прилагал минимум усилий?
Проанализируем этот вопрос на примере запоминания исторических дат. Допустим, школьнику необходимо запом- нить сотню дат по курсу истории. Дает ли точное знание дат знание истории? Во-первых, никто не отменяет чтение самого учебника истории. Во-вторых, вместе с точными датами в память могут быть "забиты" и некоторые дополнительные сведения. В результате мы могли бы получить не просто вос- произведение хронологической таблицы, а конспективное знание предмета. Сравните.
Примеры карточек на этой странице: http://mnemonikon.ru/differ_pub_19.htm

Просто дата
Разгром Непобедимой Армады - 8 августа 1588 года.

Минимум дополнительной информации
Гравелинское сражение (разгром Непобедимой Армады - 8 августа 1588 года). Место: Гравелин, Голландия, Ла-Манш. Англо-Голландский флот сражался против испанского флота. У англичан было 227 кораблей, у испанцев - 140 кораблей. Победа Англо-Голландского флота.

Второй вариант ответа вполне бы удовлетворил учителя истории. Тем более, если это знание останется в голове чело- века и после экзамена, останется на всю жизнь.
Представьте, что каждый человек после окончания школы будет помнить конспективно все важные исторические даты из школьного курса истории. Трудно представить... Но это возможно. Как? Вводить в школе предмет "мнемотехника" и обучать всех детей технике запоминания? Совсем не обяза- тельно!

Идея мнемокарточек возникла у меня, когда я наблюдал, с каким удовольствием ребенок покупает, коллекционирует и перебирает карточки с супергероями и черепашками ниндзя. Карточки очень красивые, но образовательная польза от них равна нулю. Я подумал, что если бы он с таким же удовольстви- ем перебирал полезные карточки и попутно запоминал что-то из школьной программы? И чтобы карточки работали сами, запоминались непроизвольной памятью (автоматически), чтобы ребенка не нужно было мучить сложными мнемониче- скими упражнениями. Да и многим взрослым такой игровой метод усвоения знаний пришелся бы по вкусу.

Думаю, достаточно одного урока, чтобы объяснить взрослому (и ребенку, примерно с 5-го класса), как пользо- ваться такими карточками, как читать зрительные образы.
Немного теории. Как и почему работают мнемокарточки
Механизм запоминания при рассматривании образов в воображении и при рассматривании образов на карточке (восприятие) - одинаковый. Нашему мозгу все равно, видим ли мы пару соединенных образов в реальности, или видим эти же образы в воображении. Мы помним дорогу домой, потому что воспринимаем образы реальности. Но мы помним и сны, образы которых мы видим исключительно в нашем вообра- жении, когда спим.

Как доказать, что мозг действительно фиксирует связь между парой образов, имеющих общий контур? И сколько времени нужно мозгу для фиксации такой связи? Проверить это можно на программе "Фотопамять". Она проверяет

именно естественную память, не нужно ничего запоминать специально. Программа показывает серии парных картинок. В каждой серии время показа уменьшается с 10 секунд до 1 секунды. Всего 10 серий по 10 картинок. Каждый может поставить опыт на себе и определить, что среднее время, необходимое мозгу для фиксации связи (для запоминания), составляет примерно 6 секунд. "Среднее время" означает, что могут быть индивидуальные различия. У кого-то память работает быстрее, у кого-то медленнее.

Итак, будем считать доказанным, что когда вы смотрите на пару соединенных образов, ваш мозг запоминает их как один образ в среднем за 6 секунд. Очень важно в нашем случае то, что запоминание осуществляется непроизвольно (автома- тически). Вам нужно просто смотреть. В качестве примера положите авторучку на ладонь, смотрите и на авторучку, и на ладонь, отсчитайте 6 секунд. Все! Ваш мозг соединил эти два образа. Теперь, по любому из этих двух образов (авторучка, ладонь) вы будете вспоминать сразу два образа. То есть, лю- бой элемент ассоциации вызывает из памяти всю ассоциацию целиком.

Посмотрим разницу между специальным мнемоническим запоминанием исторической даты, и запоминанием той же даты с помощью мнемокарточки.
Запуск первого искусственного спутника Земли - 4 ок- тября 1957 года
Мнемонист может запомнить любую дату и без карточки. Но мы хотим вбить информацию в голову человека, который самостоятельно запоминать не умеет!

Что делает мнемонист. Он преобразовывает элементы даты в зрительные образы. Запуск первого искусственного спутника Земли - символизирует образом "спутник". Число 4 - обозначает образом "Чай". Октябрь - обозначает образом "лед". Число 957 - обозначает образом "аРБуЗ". Делает он это очень быстро, так как владеет необходимыми для этого инструментами запоминания, в данном случае - заранее зау- ченными образными кодами чисел и названий месяцев.

После кодирования элементов даты в зрительные образы мнемонист переходит к созданию условий, при которых память запомнит связь между образами. С помощью визуального мышления он навешивает образы 4, октябрь, 957 на части образа "спутник". Мнемонист создает искусственную ассоци- ацию. Фактически, мнемонист использует свое воображение, как программу "Фотошоп", для монтажа ассоциации, соединяя разные образы в одну картинку!

Запоминание происходит при рассматривании в вообра- жении созданной ассоциации. При этом ассоциация рассма- тривается частями. Часть спутника и чай, другая часть спут- ника и лед, третья часть спутника и арбуз. Для запоминания этой ассоциации нужно примерно 18 секунд времени.
Но это ещё не все. Нужно позаботиться о сохранении вновь созданных связей. Новые связи разрушаются очень быстро, если их не повторять. Поэтому мнемонист будет вспоминать эту ассоциацию несколько раз в течение как ми- нимум 4-х дней. После этого можно говорить о пожизненном запоминании.

Как видите, мнемоническое запоминание требует от человека определенных усилий, сознательных действий в воображении. И, конечно же, предварительного обучения мнемотехнике.

Как запоминается карточка

На карточке есть готовая ассоциация. Если мы видим эту ассоциацию, то это естественная ассоциация (искусственная создается вами в голове). Эта ассоциация создана по всем правилам мнемотехники. Образы сделаны с фотографической четкостью, что обеспечивает качественное запоминание.

Кодирование и соединение образов выполнено за вас. Вы сразу приступаете к запоминанию ассоциации на карточке. Для этого нужно рассмотреть ассоциацию частями. Образы навешиваются на основу ассоциации (спутник) всегда в оди- наковом порядке, слева направо или сверху вниз. Фиксируйте взгляд по 6 секунд на каждом образном коде: чай, лед, арбуз. Это все, что вам нужно сделать для запоминания!

Процесс мысленного повторения новых ассоциаций (для их закрепления в памяти) заменяется повторным просмотром карточек, их перебором! Это действие также не требует ни- каких усилий.

Как запоминать дополнительную информацию на мнемокарточке?

На карточке "Разгром Непобедимой Армады" вы можете видеть дополнительные образы "аТТеСтат" (227) и "Желез- ный ЧаН" (140). Для запоминания нужно зафиксировать взгляд на каждом образе несколько секунд. Когда вы будете вспоминать ассоциацию, вы будете вспоминать и общий вид всей карточки, в том числе вспомните и эти дополнительные образы, кодирующие количество кораблей у англичан и ис- панцев. Другую дополнительную информацию достаточно просто прочитать. Она запомнится вашей непроизвольной памятью "просто так".

После запоминания карточка будет вспоминаться по вопросу. "Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?" Вы вспоминаете общий вид карточки, видите на ней спутник, а на спутнике образы, кодирующие дату. Вы также легко сможете вспомнить и дополнительную информацию, что на спутнике был установлен передатчик, мощностью в 1 Вт, который излучал сигналы, длительностью 0,4 секунд, попеременно на частотах 7,5 и 15 метров.

В сравнении видно, что при специальном запоминании (без карточек) человек должен самостоятельно кодировать информацию в образы, создавать из этих образов ассоци- ацию и только после этого рассматривать ассоциацию в воображении. Плюс к этому мнемонист должен запомнить последовательность всех новых дат, чтобы обеспечить себе возможность повторного просмотра ассоциаций для их за- крепления в памяти пожизненно.

При запоминании мнемокарточки вы сразу переходите к рассматриванию ассоциации, то есть непосредственно к про- цессу запоминания. Кодирование и соединение образов вы- полнено за вас. Вам не нужно запоминать последовательность.

Повторение новых ассоциаций вы заменяете многократным перебором карточек (повторное рассматривание).
Единственное, что нужно выучить из мнемотехники, чтобы пользоваться карточками - это правила кодирования информации в зрительные образы. Нужно знать, что точная дата всегда записывается на образе в определенном порядке: двузначное число, месяц, трехзначное число (год без единич- ки). На карточках могут быть словесные подсказки образных кодов, так что вам даже не нужно учить систему образных кодов. Достаточно выучить буквенно-цифровой код, чтобы уверенно читать точные даты по картинкам, которые вы вспоминаете.

Чай - это Четыре
лед - это октябрь (первый лед)
аРБуЗ - это 957

Событие, как правило, кодируется приемом символиза- ции или по созвучию. Гравелин - гравий. Вы также можете самостоятельно добавить в картинку (уже в своем воображе- нии) дополнительные образы, для более точного кодирования названия. Например, на гравии можно мысленно нарисовать линию. ГРАВИй + ЛИНия.

Буквенно-цифровой код
1 - гж, 2 - дт, 3 - кх, 4 - чщ, 5 - пб, 6 - шл, 7 - сз, 8 - вф, 9 - рц, 0 - нм.

Вы вспоминаете верблюда и шахматы. Верблюд символи- зирует Арабское государство. ШаХМаты - выбираете первые три согласные буквы, они обозначают цифры 630.

0

48

Ошибки ассоциативной теории памяти

Даже при поверхностном знакомстве с ассоциативной теорией памяти и опытами Г. Эббингауза в глаза бросается ряд ошибок в теории и методах экспериментальной проверки памяти.
Цель этой статьи - разобраться, что хотел изучать Г. Эб- бингауз, что он изучал на самом деле, можно ли считать, что Эббингауз определил общие свойства и закономерности па- мяти, какие теоретические ошибки были допущены, почему, и какие факторы нужно учитывать для правильной организации психологических опытов с памятью.

Несомненная заслуга Г. Эббингауза заключается в том, что он впервые предпринял попытку изучения памяти чело- века. Именно человека, а не обезьяны, крысы, кальмара или червяка. А вот были ли эти опыты научными, с современной точки зрения, нам предстоит разобраться.
Из энциклопедии. Герман Эббингауз - немецкий психолог, даты жизни 1850-1909 гг. Основной труд - монография "О па- мяти". Занимался изучением закономерностей запоминания, для чего разработал метод бессмысленных слогов.

Эббингауза относят к представителям ассоцианистского направления в психологии. Это может вызывать удивление, так как ассоцианисты изучали преимущественно зрительные ассоциации, а Эббингауз в своих опытах старался максималь- но изолировать влияние на запоминание работы воображения.
Теория ассоцианизма возникла в конце 19 века, и была первой психологической теорией памяти (представители шко-
лы В.Вундта). Думаю, следует обратить особое внимание на предложенную Вундтом классификацию трех видов связей:
- вербальные (закрепившиеся связи между словами); - внешние (связи между предметами);
- внутренние (логические связи значений).

Вербальные - терпенье и труд... (все перетрут). Внешние - естественные связи между предметами (видим ложку в чашке), которые фиксируются памятью непроизвольно. Внутренние - например, связи между образами, образованные в процессе восприятия речи (рассказ) или чтения книги. ("Я видел, как твоя жена целовалась с соседом!") Внутренние - связи между словами и образами (слово "шмель" - образ шмеля). В сово- купности это и образует "логические связи значений".

Для простоты анализа мы рассматриваем только зри- тельный и речевой анализаторы, как наиболее значимые в процессе когнитивного обучения человека.
Предложенная Вундтом классификация видов связей (термин "ассоциация" сейчас имеет в мнемонике другое значение) очень похожа на существующую в современной мнемотехнике, и вероятно потому, что ассоцианистская тео- рия памяти возникла под сильным влиянием мнемотехники, которая была весьма популярна в Европе и в России в конце 19 века.

Из классификации мы видим, что вербальные связи (свя- зи между словами) были предметом изучения ассоцианистов. ПоэтомуиГ.Эббингаузаможно,носнатяжкой,считатьпред- ставителем ассоциативной психологии. С натяжкой потому, что он изучал не вербальные связи, не связи между словами. Он изучал связи между бессмысленными слогами.

Первая ошибка ассоцианистов заключается в не полной классификации видов запоминаемой информации. Ассоциани- сты различали образную информацию и вербальную инфор- мацию (текст, речь). И до настоящего времени эта ошибка сохраняется практически во всех учебниках психологии.

Однако Эббингауз изучал запоминание не образов и не слов. Наоборот, создавая тестовый материал для опытов, он максимально старался избавиться как от слов, так и от зрительных образов. Придуманные им бессмысленные слоги - яркий пример третьего вида информации, который ассоци- анисты не учитывают в своей классификации.

Представители школы В.Вундта и Г. Эббингауз считали, что и слова, и бессмысленные слоги относятся к вербальной информации. Хотя очевидно, что, по крайней мере, Эббингауз отчетливо осознавал эту разницу, понимал, что осмысленные слова запоминаются гораздо лучше, чем бессмысленные слоги (по его же данным почти в 10 раз лучше). Но это не привело его к идее введения в классификацию информации третьего вида информации - точной (знаковой) информации. Ассоциа- нистские представления о видах информации были дополнены только в наше время, в современной мнемотехнике.

0

49

Сейчас мы классифицируем информацию по трем видам:
- образная (предметы, фотографии, кинофильмы, ри- сунки);
- вербальная (слова, имеющие смысл, фразы, тексты, устная речь);
- точная (знаковая) информация (бессмысленные слоги, числа, даты, названия, фамилии...)
Сейчас нам просто рассуждать о памяти, когда у нас есть знания о голографии, об устройстве зрительного анализатора, о процессе трассировки изображения, о растровых и вектор- ных картинках, о синхронизации и резонансе. Эббингауз такой информации не имел, общий уровень междисциплинарных знаний был низким.

Поэтому, сформулировав первую теоретическую ошибку ассоцианистов и Эббингауза (просмотрели точную информа- цию), мы постараемся, все же, понять ход мыслей Эббингауза, почему он решил изучать память на "вербальной" информа- ции, лишенной смысла?
Ассоцианисты в основном пытались понять механизмы памяти в зрительном анализаторе, но в классификацию Вундта включена и память в слухоречевом анализаторе. По мнению Эббингауза, проводимые опыты с памятью не позволяли четко отделить память в зрительном анализаторе от памяти в слухоречевом анализаторе. Потому что вербальная память жестко связана с образной памятью, слова не имеют смысла без зрительного образа. И если мы будет предъявлять в ка- честве тестового материала осмысленные слова, практически невозможно избавиться от зрительных образов, которые само- произвольно возникают в воображении при восприятии слов.

Основной задачей Эббингауза была изоляция памяти в зрительном анализаторе при изучении памяти в слухоречевом анализаторе. Он хотел изучать речевую память в "чистом виде". Для этого и придумал бессмысленные слоги, которые при восприятии не вызывают в воображении зрительных образов. И сочетания слогов подбирал так, чтобы несколько рядом стоящих слогов случайно не образовывали осмысленное слово, вызывающее образ в воображении.

Отметим так же, что информация в речевой анализатор может поступать как через уши (на слух), так и через глаза (в виде текста). При зрительном восприятии слогов, слоги могут частично запоминаться в зрительном анализаторе в виде начертания букв. Поэтому тут видится ещё одна ошибка в опытах Эббингауза. Ему следовало бы предъявлять тесто- вый материал (наборы слогов) исключительно на слух, чтобы исключить визуальное запоминание начертания букв.

Можно ли полностью изолировать память в зрительном анализаторе?
Исход опытов по схеме Эббингауза сильно зависит от уровня образования человека, от развитости его мыслитель- ных процессов, от объема накопленных в течение жизни знаний, от владения специальными приемами запоминания.
Если мы будем повторять опыты Эббингауза на ребенке, на домохозяйке, на студенте, на профессоре, или на мне- монисте, результаты опытов будут очень разными. Уже это доказывает, что определенные Эббингаузом закономерности не отражают общие свойства памяти человека.

Чтобы получить такие же результаты, какие были получены Эббингаузом, мы должны взять в качестве испытуемого ребенка (ученика начальной школы) или взрослого, которому поставлена задача не пытаться преобразовывать восприни- маемые слоги в осмысленные слова. Иначе влияние памяти в зрительном анализаторе не избежать. И чем больше будет это влияние, тем лучше будет результат запоминания, тем меньше графики будут похожи на классические кривые Эббингауза.

Современные психологи придумали ещё один способ изоляции памяти в зрительном анализаторе. Любой взрослый человек, если дать ему достаточно времени, сможет достроить бессмысленный слог до осмысленного слова (маш - маши- на). И у большинства людей это получается непроизвольно, автоматически. Поэтому в наше время психологи усовер- шенствовали эксперимент, резко ограничив время на запо- минание, чтобы человек не успевал преобразовывать слоги в осмысленные слова. Однако сам Эббингауз не ограничивал время на запоминание. Более того, он допускал возможность большого количества повторных считываний и припоминания по памяти (проверка), до 60 раз на один ряд слогов!

Итак, если мы будем тестировать память ребенка, скорее всего мы получим классические кривые Эббингауза. Если мы проведем тот же опыт на взрослом образованном человеке, результаты запоминания будут лучше, потому что бессмыс- ленные слоги будут непроизвольно преобразовываться в осмысленные слова, а значит и зрительные образы!
маш, фон, рул, кан, стр, обл, кин, мар…

Непроизвольно работают ранее установленные связи между звуками слова, внутри слова (между слогами): машина, фонарь, руль, канистра, страница, обложка, кинжал, марка... Результат запоминания будет таким же, как будто человеку предъявляли серию осмысленных слов.

Если мы повторим опыты Эббингауза на человеке, кото- рый владеет специальной техникой запоминания, результат запоминания будет шокирующим для психолога. Мнемонист не только запомнит все слоги без ошибок, но сделает это с первого раза, с однократного прочтения каждого слога! Более того, сможет запомнить и воспроизвести сразу несколько десятков рядов бессмысленных слогов, как последовательно, так и выборочно по рядам.

Однако, как уже говорилось, современные психологи, зная возможности мнемотехники, и что мнемотехника портит результаты классических опытов с памятью, будут специально ограничивать время на запоминание, чтобы человек при запо- минании бессмысленной информации не успевал подключить к запоминанию механизмы памяти в зрительном анализаторе.

0

50

Тут мы видим третью ошибку. Проверяя память, психолог стремится максимально затруднить сознательное и неосознан- ное использование памяти, путем предъявления в качестве тестового материала бессмысленных слогов, чисел и т.п. и ограничением времени на запоминание. Конечно, психолог, по-своему прав. Он считает, что проверяет "чистую память" в речевом анализаторе и для этого максимально изолирует память в зрительном анализаторе.

Согласитесь, это выглядит странно... Прежде чем прове- рить вашу память, мы сделаем все возможное, чтобы вы не смогли воспользоваться своей памятью! Аналогия: мы хотим проверить, как вы плаваете. Но сначала мы вас свяжем ве- ревками и откачаем воду из бассейна.

Но будем считать, что мы уже разобрались с истоками этих странностей. У современных психологов, как и у Эб- бингауза, есть на этот счет своя тайная задача. Они не хотят проверить вашу память вообще, они хотят проверить только вашу слухоречевую память в чистом виде. И все ухищрения на- правлены на то, чтобы изолировать вашу образную и вербаль- ную память. Но разве не вербальную память они проверяют?

Ещё одна ошибка, четвертая. Давая нам запоминать бессмысленные слоги, психологи ошибочно считают, что проверяют вербальную память. Но как было показано выше, бессмысленные слоги нельзя относить к вербальной инфор- мации.
Чем же отличается точная (знаковая) информация от вербальной?

Отличие видно, как говорится, невооруженным глазом. Вербальная информация (осмысленные слова, словосочета- ния, фразы) непроизвольно вызывает в воображении зри- тельные образы и комбинации зрительных образов. Точная (знаковая) информация, как она называется в мнемотехнике, зрительных образов в воображении не вызывает, поэтому считается не запоминаемой. Сравните.Вербальная информация:
- тарелка, стакан, бокал, рюмка, ложка, вилка;
- красный помидор, зеленый помидор, желтый банан, наручные часы, солнечная погода;
- в луже на асфальте плавает желтый кленовый лист; в синем небе летит самолет; синус угла в треугольнике равен отношению длины противолежащей стороны к диаметру опи- санной окружности.
Точная (знаковая) информация:

- лош, ваф, кур, миркунсип;
- 3 7 5 8 4 9 3 9 4 0 5 8 3 4 9;
- 34 678 46 324 001 010 67 8798

а также любые слова, смысл которых человек пока не знает (термины, названия, понятия).
Знаковая информация может стать вербальной (осмыс- ленной) после того, как человек запомнит новое слово, новое понятие, новое название, новый телефонный номер, новую дату, новую формулу, когда знаковая информация свяжется в голове человека со зрительными представлениями.

Вербальная информация - это информация, вызывающая зрительные образы в воображении. Точная информация не связана со зрительными образами в мозге человека.
Поставленная Эббингаузом задача до сих пор не решена в мнемотехнике. Мы ещё не знаем механизмов памяти в слу- хоречевом анализаторе. Я думаю, Эббингауз ставил конечной целью своих опытов выявление этих самых механизмов и создания на их основе техники механического запоминания вербальной информации. Мы знаем, что наша память способна на механическое запоминание стихов, содержащих ритм и рифму. Думаю, Эббингауз хотел научиться так же эффективно запоминать прозу и бессмысленные речевые элементы. Если бы нам удалось разгадать эту загадку речевой памяти, техника запоминания позволяла бы запоминать тексты механически с однократного их восприятия.

Ведь мы разгадали механизмы памяти в зрительном анализаторе, и это сразу позволило запоминать информа- цию, преобразованную в образы, с однократного восприятия каждого элемента, с одного медленного прочтения или даже на слух.

0


Вы здесь » Всё обо Всём. » библиотека » Все о памяти и способах запоминания