Женский клуб

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Женский клуб » библиотека » Все о памяти и способах запоминания


Все о памяти и способах запоминания

Сообщений 51 страница 60 из 64

51

Увы, пока что в мнемотехнике считается, что знаковая информация (бессмысленная вербальная информация) - не запоминаемая. И её запоминание осуществляется на основе известных механизмов памяти в зрительном анализаторе, опосредованно, через преобразование в зрительные образы. Прозу дословно мнемотехника запоминать пока не умеет, но запомнить конспект учебника со всей точной информацией - это вполне реально.

Несмотря на то, что ассоцианисты изучали преимуще- ственно память в зрительном анализаторе, они не смогли дать объяснение тому, как мозг запоминает и вспоминает зри- тельные образы. Соответственно не дают и описания свойств этого вида памяти. Современные учебники психологии так же не описывают механизмы памяти в зрительном анализаторе.

Эббингауз сильно повлиял на психологию памяти, направив её по ложному пути. Вслед за Эббингаузом пси- хологи стали изучать изолированно память в слухоречевом анализаторе, и механизмы памяти в зрительном анализаторе остались попросту без внимания, ими никто серьезно не за- нимался. Вспомните, много ли практических рекомендаций по использованию своей памяти вы можете найти в учебниках по психологии памяти? В лучше случае - "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны".

Хотя у меня ещё остаются надежды на то, что когда-ни- будь удастся разгадать загадку, которую пытался разгадать
Эббингауз (механизм памяти в речевом анализаторе), пока что мнемотехника вынуждена констатировать, что вербаль- ная и образная память жестко связаны. И что запоминание вербальной информации не возможно без образной памяти. За редким исключением, которое мы пока не можем объяс- нить - механическое запоминание и воспроизведение стихов. Однако не все так плохо с речевой памятью в мнемотехнике. Мы знаем некоторые закономерности функционирования вербальной памяти (осмысленные слова и фразы), и можем запоминать короткие фразы дословно и последовательно, но с активным привлечением для этого образной памяти.

Вернемся к анализу ошибок в психологии памяти, к опы- там Эббингауза.
Мы уже разобрались, что Эббингауз стремился макси- мально изолировать образную память, чтобы выявить ме- ханизмы памяти в слухоречевом анализаторе в чистом виде.
Но возникает ещё один вопрос. Проверял ли он память или запоминание?
Психологи до сих пор путают эти два понятия. Не говоря уже о простом человеке, не специалисте. Большую путаницу вносят аналогии памяти человека с памятью технических устройств: фотопленка, магнитофонная пленка, оперативная память, жесткий диск. Многие считают, что память и запоми- нание - это одно и то же. И что запоминание осуществляется исключительно памятью.

Это пятая ошибка психологии памяти. Часто простые и очевидные вещи (наглядные образы, схемы) очень трудно выразить в словах, чтобы правильно передать мысли-обра- зы другому человеку. Задача усложняется тем, что огромное количество литературы о памяти создало в головах людей си- стему ложных связей, через которую очень трудно пробиться, которая блокирует понимание простых и очевидных явлений.
Если в учебнике написано, что человек не может запом- нить более 7 чисел, значит, не может. И если кто-то запоми- нает 200 цифр, да ещё на слух, скорее всего, он упал с полки в поезде, у него болезненные улучшения памяти (!). Пройдет курс лечения и все пройдет…

Память и запоминание
Что человек сможет запомнить, если будет пользоваться только памятью в речевом анализаторе? Ответ на этот вопрос вы можете найти в любом учебнике психологии. Запоминать придется долго и упорно. Запомнится при этом очень мало. И все это полностью забудется уже очень скоро.
Допустим, Эббингаузу в своих опытах удалось справиться с задачей изоляции образной памяти. Вероятно, он очень ста- рался не давать своему мозгу преобразовывать слоги в слова (и образы), старался просто повторять их чисто механически.

Но возникает вопрос, а что же он проверял? Память в ре- чевом анализаторе или запоминание в речевом анализаторе? Если он хотел выделить речевую память в чистом виде, ему следовало бы проверять именно память. Потому что процесс запоминания - это уже не "чистая память". В процессе запоми- нания к памяти подключаются другие психические процессы, которые заслоняют истинные возможности "чистой памяти".

Описание опытов свидетельствует о том, что отделить процесс "память" от процесса "запоминания" Эббингаузу не удалось. Он проверял не память в речевом анализаторе. Он проверял запоминание в речевом анализаторе. Он допу- скал многократное считывание ряда слогов, многократную проверку эффективности запоминания, повторение через определенные промежутки времени. Ничего себе память! Это целая система запоминания, мнемотехника Эббинга- уза! Эффективность запоминания зависит от организации процесса запоминания, от разных действий по запоминанию информации.

Что нужно было бы делать, если мы хотим проверить "чистую память"?

Инертность анализаторных систем
Зрительная и слухоречевая анализаторные системы обладают значительной инертностью. Не нужно приборов и лабораторий, чтобы проверить это.

Зайдем в совершенно темную комнату, будем смотреть на ладонь (которую пока не видно), стараясь не шевелить глаза- ми, и осветим ладонь искрой зажигалки. После вспышки на мгновение возникнет негативный образ руки, который сразу превратится в позитивный, и мы будем продолжать видеть его примерно 4 секунды. Это сенсорная (или иконическая) память в зрительном анализаторе.

Сенсорная память в слухоречевом анализаторе проверяется путем предъявления (на слух) ряда цифр (4723854859605968304598). Сколько последних цифр че- ловек сможет повторить сразу после окончания восприятия, таков и объем его "кратковременной памяти".

Как в зрительном, так и слухоречевом анализаторе чело- век может удерживать образ или фразу некоторое время. В речевом анализаторе фраза может сознательно повторяться (артикуляционная петля). В зрительном анализаторе воспри- нятый образ может сознательно рассматриваться (зрительный блокнот), и таким образом удерживаться.
Можем ли мы относить явление инертности в речевом анализаторе к памяти? Я думаю, что не можем. Хотя это и похоже на память, но наша способность повторить только что услышанное или увиденное не попадает под определение памяти.

Во-первых, память должна сохранять информацию дли- тельное время и не должна быть подвержена стирающему дей- ствию отвлекающего задания. Во-вторых, процесс "память" создает в голове связи, а инертность анализаторных систем - это медленное затухание "сигнала" в нервных клетках. Пра- вильнее было бы называть это физиологической "памятью" анализаторов (память в кавычках), остаточными явлениями.

При проверке памяти мы должны устранить влияние инертности анализаторных систем на результаты опытов с памятью. В психологии существует понятие "гомогенная ин- терференция". На русском языке это звучит как "отвлекающее задание тем же самым материалом, который запоминался". Так, если человек запоминал числа, перед их припоминани-
ем он должен запомнить ещё числа, или решить примеры с числами. Если человек запоминал слоги, то перед их припо- минанием нужно попросить его запомнить другой ряд слогов или прочитать вслух другие слоги.
И только после отвлекающего задания, когда речевой анализатор "вычищен", мы можем проверить, а что же оста- лось в памяти.

0

52

Ошибка (6) Эббингауза заключается в том, что в своих опытах он не выполнял отвлекающие задания, не вычищал "регистр" кратковременной "памяти" перед проверкой памяти. И, фактически, проверял не речевую память, а остаточные явления в речевом анализаторе, так называемую "артикуля- ционную петлю", сколько раз нужно прочитать ряд слогов, чтобы информация из речевого анализатора перешла в ре- чевую память.

Седьмая ошибка. Запоминать нужно было бы с одного прочтения, с однократного предъявления нужных элементов на слух. Если память есть, если включаются её механизмы, если тестовый материал предъявляется в нужном виде и достаточное время, память должна запомнить, и не должна стираться отвлекающим заданием. В зрительном анализато- ре образы, слова и числа (преобразованные в образы) могут запоминаться с однократного восприятия. И отвлекающее задание не затирает информацию, потому что она находится именно в памяти!

Если бы Эббингауз запоминал ряд слогов (15 слогов) с однократного восприятия и после этого выполнял отвлекаю- щее задание (читал вслух 30 других слогов), он бы не вспомнил ни одного слога из предыдущей серии.
Как же ему удавалось запоминать что-то? Не было отвле- кающего задания. Много повторных считываний, повторений по памяти (проверка), возврат к уже запомненному материалу через день, два (отсроченное повторение). При таком усердии, при такой организации процесса запоминания (не памяти), информация просочится в образную память, будут работать связи в вербальной памяти (связи внутри слов: маш - машина),
и частично будет включаться собственно механизм памяти в речевом анализаторе. И как в этом множестве факторов выделить "чистую память"?
Если Эббингауз проверял свою методику запоминания (свою мнемотехнику), определенные действия, ведущие к запоминанию, надо сказать, что его методика запоминания оказалась не очень удачной, судя по классическим кривым Эббингауза.

Я хочу подчеркнуть, что Эббингауз проверял не память, а процесс запоминания, придуманную им методику (стратегию) запоминания. А если он проверял методику запоминания, ло- гично было бы сравнить её эффективность с другой методикой запоминания, например, с мнемонической. Ведь мнемотехника в его время была не только известна, но и очень популярна. И кажется вполне естественным наличие контрольной группы при проведении любого психологического опыта.

Мы должны четко осознавать, что же мы хотим прове- рить? Память в чистом виде? Фоновые способности человека запоминать? Или определенную методику (технику, стратегию) запоминания? Или сформированный навык запоминания?
Три вида процесса запоминания
В отличие от памяти, запоминание может быть трех видов:
- непроизвольное запоминание;
- произвольное запоминание;
- сверхпроизвольное запоминание.
Ассоцианисты не анализировали сверхпроизвольное запоминание. И это тоже ошибка, восьмая.

Запоминание осуществляется путем взаимодействия разных психических процессов мозга: памяти, внимания, мышления, представления, ощущения. Разные виды запоми- нания отличаются разной степенью включенности психических процессов. Из нейропсихологии мы знаем, что нарушения процессов внимания и мышления, могут сделать произвольное и сверхпроизвольное запоминание невозможным, даже если память при этом будет в норме.

Непроизвольное запоминание
При непроизвольном запоминании человек не прилагает никаких усилий для запоминания. Ну, может быть старается удержать глаза (уши) на запоминаемом материале (память + внимание). Потому что если даже не смотреть в нужную сторону, тогда вообще ничего не запомнится. "Чистую па- мять" следует проверять на непроизвольном запоминании. Со стороны человека не должно быть никаких специальных действий, помогающих запоминанию.

В мнемотехнике разработан специальный тест для про- верки "чистой памяти" в зрительном анализаторе. Тест "Фо- топамять". Этот тест доказывает, что мозг непроизвольно запоминает образы, связанные общим контуром. Тест опре- деляет индивидуальные различия памяти, время образования связи у конкретного человека. В среднем время запоминания одной связи в зрительном анализаторе, при проверке "чистой памяти", при пассивном смотрении на экран, составляет от 6 секунд.

Память, как видно, не быстрая... Если давать в тестовых заданиях меньше времени на запоминание, память не будет успевать запоминать.
Как происходит запоминание в зрительной памяти
В общих чертах так. Картинка на сетчатке глаза последо- вательно анализируется по пространственным частотам и по перепадам яркости. Сначала считываются крупные контуры, затем все более мелкие. Первичный процесс анализа напо- минает процесс трассировки изображения в компьютерных программах. Растровая картинка преобразуется в векторную. Воспринимаемый образ (или два образа, воспринимаемых как один, с общим контуром), разбивается на составляющие кон- туры и отправляет в высшие отделы мозга. В мозге картинка собирается в одно целое, но это целое состоит из множества отдельных частей, из множества простых замкнутых контуров.

Если вы знакомы с программами растровой и векторной графики, вы можете представить, чем отличается растровая картинка (на сетчатке глаза) от векторной картинки (в мозге).
Векторное изображение можно масштабировать, вращать, разбирать на части, объединять с другими изображениями. Способность человека осуществлять преобразование образов в своем воображении, говорит о том, что образ в воображении представлен в векторной форме.

Нервные клетки, работающие одновременно, и созда- ющие "векторную картинку" в мозге, синхронизируют свою электрическую активность (в среднем за 6 секунд времени). Это и есть память в чистом виде, процесс запоминания связи между группой клеток, создающих в голове образ, состоящий из множества контуров.
Запоминание осуществляется "автоматически", непро- извольно. Вам достаточно пассивно рассматривать тестовые картинки на экране монитора.
Припоминание в тесте "Фотопамять" организовано без подсказок. Вам предъявляется одна картинка из пары, вы должны вспомнить вторую картинку, и набрать её название буквами на клавиатуре.

Механизм припоминания

Одна картинка из пары вновь воспринимается вами, сти- мулирует ваш мозг. Клетки, работающие на одинаковых ком- бинациях частот, резонируют, их колебания самопроизвольно усиливаются (свойство резонанса), они из состояния фоновой активности переходят в состояние рабочей активности и дори- совывают (генерируют) в воображении недостающий образ. Обычно этот процесс называется термином "узнавание". Вы видите из-за угла хвост, и ваш мозг легко дорисовывает по хвосту всю кошку. Вы узнаете кошку по хвосту.

Стимул (часть образа) - реакция (образ целиком).
Реакция на стимул возникает в воображении, и психологи не могут фиксировать такие реакции инструментальными ме- тодами (приборами). Поэтому им не нравится интроспекция и интроспективные опыты. Однако психолог - не физиолог, ему не обязательно пользоваться приборами. Он может просто спросить, какой образ вспомнил человек, когда увидел другой образ. А уж память - она вообще элементарно проверяется безо всяких приборов. Разве что часы могут потребоваться. Запомнил 50 слов под диктовку - вспомнил (или не вспомнил).

Может быть в мозге, в деталях, работает все и не так. Но принцип, безо всякого сомнения, именно такой. Описанным выше способом мы можем в точности смоделировать образную память человека, со всеми её "странностями" и эффектами. Описанный выше принцип запоминания и припоминания (механизм памяти) лежит в основе мнемотехники. И тот, кто применяет мнемотехнику, кто видит работу памяти изнутри, подтвердит, что память работает именно так. Что там кон- кретно происходит в голове на уровне перемещения ионов и нейромедиаторов, психологию не интересует. Это вопрос к нейрофизиологам. Для психологической модели вполне доста- точно общей схемы, которую можно проверить и подтвердить опытным путем.

Пока мы не осознавали, как мозг запоминает и вспоми- нает образы, мнемотехника имела совершенно другой вид. Следуя за учением ассоцианистов и Эббингауза, мнемонисты пыталась использовать для запоминания речевую память. Запоминание в старой мнемотехнике осуществлялось преи- мущественно на основе запоминания фраз (речевая память), в которые кодировались точные данные. И когда мы в книгах встречаем критику мнемотехники со стороны психологов, следует понимать, что психологи обычно критикуют старую, речевую мнемонику. О существовании новой мнемоники, основанной на других принципах (на механизмах зрительной памяти), они часто даже не догадываются.

Сейчас, зная основной механизм памяти, мы имеем возможность прямой записи связей в мозг. Мнемоническое запоминание отличается от естественного запоминания только тем, что нужная связь между образами создается в воображе- нии с помощью визуального мышления, и в воображении же рассматривается нужное время. То есть, в основе современной мнемоники лежит имитация в воображении естественных условий, при которых срабатывает механизм памяти в зри- тельном анализаторе (восприятие группы образов с общим контуром).

0

53

Итак, механизмы памяти в зрительном анализаторе из- вестны и эффективно используются в мнемонике. Различные временные характеристики этого вида памяти психологи легко могут определить опытным путем, правильно организовав эксперимент. Нужно предъявлять парные картинки. Но не так как это делали ассоцианисты (две картинки рядом или по очереди). Две картинки должны быть совмещены, должны иметь общий контур. Это главное условие включения меха- низма памяти. На это память реагирует. Вы можете измерять время естественного запоминания, количество элементов, время сохранения связей и т.п. В мнемонике характеристики и особенности этого вида памяти описаны достаточно подробно. Например, связи можно не только запоминать, но их можно сознательно стирать (затирать) путем наложения на тот же образ другого образа. Или известно, что после однократно- го образования связи, такая связь разрушается примерно в течение часа.

Все эти и многие другие интереснейшие закономерности работы памяти пока, к сожалению, не осознанны психологией, не проверяются в лабораториях, не описываются в учебниках. Но это не мешает нам использовать их практически в мне- мотехнике на протяжении уже 20 лет! Если вы думаете, что мнемоника всего лишь "облегчает запоминание", как пишут о ней психологи, загляните на сайт Мировых соревнований по суперпамяти в Кембридже. Результаты запоминания вас удивят.

Проверка естественной памяти (чистой памяти) в зрительном анализаторе (непроизвольное запомина- ние)

Проверяется время образования связи у конкретного че- ловека. Мозг автоматически фиксирует связь между пассивно воспринимаемыми образами, связанными общим контуром. Каждый тестовый элемент предъявляется однократно. Изме- няя время экспозиции тестовых элементов, мы определяем, сколько времени нужно памяти, для полного запоминания всех элементов одной серии. Подробную процедуру тестирования смотрите в инструкции к тесту "Фотопамять".

Произвольное запоминание
Это примерно то же самое, что делал Эббингауз. Чело- век специально ставит себе задачу запомнить. Специально использует известные ему приемы или стратегии запоминания (многократное считывание, повторение по памяти). Важным звеном процесса произвольного запоминания является про- верка качества запоминания. Запоминание продолжается до тех пор, пока проверка не покажет, что тестовый материал может быть воспроизведен полностью.
Этот процесс можно назвать заучиванием. При произ- вольном запоминании мы проверяем не "чистую память", а умение конкретного человека применять известные ему приемы и стратегии запоминания.

Произвольное запоминание (фактически, развитость мыслительных процессов) в мнемотехнике проверяется на вводном тесте программы Memory Tester (есть вариант того же алгоритма тестирования на английском языке). Человеку нужно запомнить 20 двузначных чисел, предъявляемых на экране однократно по 6 секунд. После запоминания обяза- тельно следует отвлекающее задание, что вычистить "реги- стры кратковременной памяти". Затем нужно ввести строго под номерами от 1 до 20 числа, которые удается вспомнить. Нормой считаем способность вспомнить 5 двузначных чисел.
Мы предполагаем, что при таких условиях опыта, память человека не способна запомнить ни одного числа. И те пять чисел, которые в среднем вспоминаются, запоминаются при помощи процесса мышления (поиск закономерностей, совпа- дения, знакомые числа и т.п.)

Сверхпроизвольное запоминание

Сверхпроизвольным запоминанием мы называем со- знательное использование системы специальных приемов, ведущих к эффективному запоминанию не запоминаемой (знаковой) и плохо запоминаемой (вербальной) информации. В этом случае человек осознает механизм памяти и сознатель- но использует этот механизм для запоминания.
При проверке сверхпроизвольного запоминания мы проверяем сформированный навык запоминания, который включает в себя несколько характеристик: средняя скорость запоминания одного элемента, количество запоминаемых за один раз элементов, количество ошибок или пропусков при припоминании. Запоминание осуществляется с однократного восприятия каждого элемента (числа, слова, образа), с обя- зательным отвлекающим заданием после запоминания.

Ученической нормой мы считаем способность человека запомнить 100 двузначных чисел (200 цифр) или сто простых слов, образов за 10 минут при условии однократного воспри- ятия каждого числа и точного воспроизведения последова- тельности всех чисел.

Проверить сформированный навык запоминания мож- но на тесте Memory Tester, на режиме "Экзамен". Разные характеристики процесса запоминания обобщаются в один коэффициент (коэф. увеличения способности запоминания), по которому удобно сравнивать навык запоминания разных людей.

Эббингауз пытался решить сложную задачу, пытался вы- яснить механизм памяти в речевом анализаторе. К сожалению, решить ему её не удалось. Ответа на этот вопрос пока нет ни в официальной психологии, ни в мнемотехнике.
Как изучать речевую память? Существует ли речевая память отдельно, или она функционирует только на основе образной памяти и воображения?

Используя механизмы образной памяти, мы можем запо- минать десятки и сотни элементов с однократного восприятия, без заучивания. Если вдруг удастся выяснить механизм памяти в речевом анализаторе, на его основе должно стать возмож- ным создание техники запоминания, которая позволяла бы запоминать вербальную информацию на слух с однократного восприятия (стихи, тексты). Аналогично тому, как мы это делает с помощью образов на основе известного механизма образной памяти.

Интересно проанализировать причины, по которым механизмы зрительной памяти ускользали от психологов.
Ассоцианисты перепробовали разные способы организации опытов. Предъявляли для запоминания две картинки по очере- ди, показывали одновременно две картинки рядом. Давали на запоминание разное время. Но нужную комбинацию условий опыта, при которых память начала бы запоминать, угадать не удалось.

Правильная организация опыта позволяет получить почти стопроцентный результат запоминания при пассивном восприятии образов (см. описание теста "Фотопамять").
Возможно, и опыты с речевой памятью могут дать по- добные результаты, если тщательно продумать организацию опытов, подобрать оптимальные условия предъявления тесто- вого материала для речевой памяти, при которых она начнет запоминать с однократного восприятия.

Пока информации по речевой памяти у нас мало. Может оказаться и так, что речевая память не работает без образной, только в связке с ней. Отрицательный результат опытов по запоминанию в речевом анализаторе может стать доказатель- ством неразрывной связи зрительной и речевой памяти.
Подсказку к правильной организации опытов с речевой памятью нужно искать в нашей способности механически запоминать и вспоминать стихи. Стихотворение "выползает" из памяти буквально как магнитофонная пленка, и без види- мого участия в этом процессе зрительной памяти. И, скорее всего, механизм памяти в речевом анализаторе должен быть аналогичен механизму памяти в зрительном анализаторе. Для природы было бы расточительно, придумывать два разных механизма памяти. Это мы различаем образы и звуки, а в мозге - все нервные импульсы. Обобщим обозначенные выше ошибки в ассоцианистской теории памяти

0

54

1. Классификация видов информации у ассоцианистов не полная. Они выделяли только образную и вербальную ин- формацию. Точная информация не попала в классификацию отдельным пунктом и была ошибочно включена в понятие вербальной информации.

2. Слоги в опытах Эббингауза предъявлялись в виде текста, через зрительный анализатор, что не исключает за- поминание слогов в виде начертания букв.

3. Психологи при организации опытов с памятью созда- ют условия, максимально затрудняющие любые проявления памяти (не запоминаемая информация, ограничение времени на запоминание).

4. Давая в качестве тестового материала бессмысленные слоги, Эббингауз ошибочно считал, что проверяет вербальную память. Вербальная информация - это образы, закодирован- ные в слова. Без образов звуки не имеют смысла, и перестают быть вербальной информацией.

5. Ассоцианисты ошибочно считали, что запоминание основано исключительно на памяти. Но при одинаковых возможностях памяти у разных людей, эффективность за- поминания может отличать в десятки раз. Эффективность запоминания в первую очередь зависит от осведомленности человека о специальных мыслительных операциях, о действи- ях, ведущих к запоминанию, от визуального мышления. Думая, что проверяет память, Эббингауз, на самом деле, проверял процесс запоминания, свою стратегию запоминания, которая оказалось не очень эффективной.

6. Серьезным нарушением правил проверки памяти было отсутствие в опытах Эббингауза отвлекающего задания после запоминания. Поэтому проявления памяти смешивались с проявлением остаточных явлений в анализаторных системах. Получается, что он изучал преимущественно инертность ре- чевого анализатора, а не память.

7. При проверке "чистой памяти" тестовые элементы должны предъявляться однократно. В своих опытах Эббингауз допускал повторное считывание тестового задания до 60 раз!

8. Ассоцианисты не анализировали сверхпроизвольное запоминание, при котором механизм процессов запоминания и припоминания осознается и контролируется. Изучая спо- собность запоминать на людях, не умеющих запоминать (зна- ковую информацию), они изучали отсутствующую функцию.
В наше время при проверке навыка запоминания (мне- моническое запоминание) десятки элементов предъявляются однократно и вспоминаются без подсказок в строгой после- довательности, и отвлекающее задание не влияет на качество припоминания. Это, безусловно, говорит о том, что мы имеем дело именно с памятью, а не с остаточными явлениями в нервной системе. Думаю, то же самое мы должны наблюдать и при проверке памяти в речевом анализаторе.

Хотелось бы обратить внимание на следующее. Явление памяти - не очевидно, и даже парадоксально, потому что про- тиворечит нашим сложившимся представлениям. Если мы обнаружили механизм памяти, это ещё не значит, что мы тут же сможет использовать его сознательно. Скорее всего, по- пытка сознательного использования выявленного механизма мгновенного результата не даст. Необходима предварительная тренировка.

Отсутствие мгновенного результата может быть причи- ной игнорирования обнаруженных закономерностей памяти, которые находятся буквально перед глазами.
Например, механизмы памяти в зрительном анализато- ре всегда у нас перед глазами, каждую секунду! Мы всегда воспринимаем предметы связанными друг с другом, и имен- но поэтому они запоминаются памятью автоматически. Но чтобы научиться использовать замеченную закономерность сознательно, нужно научиться создавать связи в воображении, нужно немного потренироваться. И результат сознательного запоминания окажется во много раз лучше естественного запоминания.

С похожей проблемой мы можем столкнуться и при изу- чении памяти в речевом анализаторе. Допустим, мы заметили какие-то закономерности. Пытаемся сразу применить их, но ничего не получается. И мы приходим к ошибочному выводу, что эти закономерности не работают. А нужно бы немного потренироваться…

Уже сейчас мы можем указать на одну из важных законо- мерностей в работе речевой памяти (общая закономерность
для мнемотехники в целом). Повторное восприятие (считы- вание) информации - не эффективно. К быстрому долговре- менному запоминанию ведет повторное воспроизведение информации, повторение по памяти.

Эббингауз в своих опытах использовал многократные повторные считывания (не эффективный способ). Но многие люди, музыканты или те, кто хорошо умеет запоминать стихи, скажут вам, что для быстрого и пожизненного запоминания нужно уметь захватывать в память фрагменты стихотворения (или музыкальной пьесы) маленькими частями и повторять (воспроизводить) их исключительно по памяти, постепенно "склеивая" куски в одно целое. При определенной тренировке можно запоминать стихи, повторяя мысленно по две строчки всего четыре раза! Плюс повторения (по памяти) при "скле- ивании" кусков.

Но это только один из секретов речевой памяти, который позволяет существенно ускорить процесс заучивания стихов (коротких фраз), но пока не дает нам возможности запоминать вербальную информацию с однократного восприятия.
Описание механизмов памяти в речевом анализаторе и создание техники запоминания вербальной информации с однократного восприятия (аналогично тому, как мы научи- лись это делать со зрительными образами) - дело будущего. Присоединяйтесь!

0

55

Стикеры. Как организовать в памяти конспект учебника

Стикер - это зрительный образ, обозначающий название параграфа учебника. Техника стикеров идеально подходит для запоминания конспекта целого учебника, без использования классических локи (метод Цицерона).
Технически опорные образы, основы ассоциаций и сти- керы - это одно и то же. Это зрительный образ, в котором выделено несколько частей. Различия заключаются в способе их формирования и в их функциях.
Сравните по таблице.

http://se.uploads.ru/t/b6tCq.png

По своим функциям стикер похож на локи. Разница в следующем:
- стикер кодирует название параграфа, получается из названия параграфа;
- последовательность стикеров не формируется заранее, они склеиваются по ходу запоминания учебного материала.

http://se.uploads.ru/t/gNSqO.png

Стикеры можно систематизировать после их заполнения.
Конечный опорный образ - это часть образа, с которой связывается запоминаемый образ. На рисунке выделено шесть конечных опорных образов.
Бумажный стикер - это прямоугольный листок, с липким краем для приклеивания.
Образ-стикер - образ с выделенными частями, последняя часть резервируется для "приклеивания" следующего стикера.

http://se.uploads.ru/t/4zlJU.png

Образ-стикер можно "подклеить" к другому стикеру или "прикле- ить" на зеркало или дверь.
Изучая параграф учебника, вы можете записать краткий конспект параграфа на бумажном стикере. Затем вы можете склеить стикеры в порядке следования параграфов. У вас получится конспект учебника.

Мнемонические стикеры используются аналогичным об- разом. Посмотрим, как выглядит один мнемонический стикер.
Во-первых, образ-стикер не случайный. Мы получаем его из содержания параграфа.
Получим стикер для "Урока 1" (И.А.Гивенталь. Как это сказать по-английски). Урок называется "Я делаю это обыч- но", время Present Simple.
Что я делаю обычно? Используем первое пришедшее нам на ум. Обычно я жарю хлеб в тостере. Стикер для первого параграфа получен. Это образ тостера.
Теперь следует в образе "тостер" выделить максимально возможное количество разных частей.
Первая часть сразу резервируется для запоминания но- мера параграфа ("Урок 1"). Последняя часть резервируется для склейки со следующим стикером. На остальные можно запоминать конспект урока.

http://se.uploads.ru/t/DOa6g.png

На первой части образа запоминайте номер параграфа. К послед- ней части образа "подклеивайте" следующий стикер.
Что можно запомнить на одну из нескольких частей стикера? Можно запомнить: отдельный образ, отдельную ассоциацию, последовательность образов (список), после- довательность ассоциаций (таблица).
Вторая часть тостера - десять трудных новых слов урока.
Третья часть тостера - десяток фраз, иллюстрирующих применение времени.
Четвертая часть тостера - пять идиом (фразеологизмов).

Последовательность фраз запоминается как последо- вательность простых образов, приемом "Цепочка". Фраза кодируется в образ по смыслу.
How often does it rain in Moscow? - Образ тучки со звез- дочками .
Does it get dark early in winter? - Темное окно с морозным узором.
I seldom drink coffee. - Пачка кофе.
Фразеологизм ни чем не отличается от обычной фразы.
To get out of bed on the wrong side. - Встать не с той ноги. - Образ кровати (посреди спальни).
Следующий стикер ("Урок 2") запоминается на послед- нюю часть стикера ("Урок 1"), как бы подклеивается.
Чтобы последовательности стикеров не были слишком длинными, склеивайте по 10-15 стикеров в одну "гирлянду". Допустим, при запоминании 44-х уроков у вас получилось пять "гирлянд" со стикерами. Куда в своей памяти подшить эти гирлянды?

Для этого мы введем ещё одно понятие - образ-конверт. Это совершенно то же самое, что и стикер. Но образ-конверт является собирающим образом для гирлянд стикеров. И по- лучается он из названия учебника (или из фамилии автора).
Получим собирающий образ (образ-конверт) для фами- лии Гивенталь. Разобьем фамилию на части: ги --- вен --- тал. Придумываем образы "ГИгантский ВЕНтилятор, ТАЛлин". Запоминаем фамилию в виде зрительной ассоциации. (Две башни символизируют город Таллин.)

http://se.uploads.ru/t/wVC4u.png
Вентилятор - образ-"конверт", собирающий образ. Получен из фамилии автора учебника.

Теперь у нас есть конверт, куда мы можем "положить" склеенные из стикеров гирлянды. Для этого в образе "гигант- ский вентилятор" выделяем пять частей, и с каждой частью связываем начало одной последовательности стикеров.
Организация параграфов учебника в вашей памяти будет выглядеть примерно так, как на иллюстрации.

http://se.uploads.ru/t/JXUGx.png

Гирлянды стикеров хранятся в конверте.

0

56

Каждый Охотник Желает Знать...

Определение свойств памяти в разных анализаторах (зри- тельный, речевой) позволяет сформулировать правильные методы запоминания и отсеять низкоэффективные методы.
Примером низкоэффективного метода может быть «метод историй». Сейчас уже трудно определить автора «метода исто- рий», но описание этого метода можно встретить во многих современных книгах, посвященных тренировке памяти.
Суть «метода истории». Для запоминания последователь- ности слов рекомендуется составить рассказ с этими словами.
Палка – глобус – телефон – фонарик - …

«Палкой разбили глобус. Он развалился на две половин- ки и из него выпал телефон. Дисплей у телефона такой яркий, что его можно использовать в качестве фонарика».
Для небольшого количества слов такой метод действи- тельно работает. Нам удается вспомнить рассказ и воспро- извести правильную последовательность запоминаемых слов.
Но главный вопрос вот в чем... А почему работает «метод истории»? Авторы книг, описывающие этот метод, не дают объяснений, почему он работает. Почему запоминается сама история?

Анализ «метода истории» и других похожих методов пока- зывает, что сама история запоминается человеком благодаря работе воссоздающего воображения. Придумывая историю, рассказывая её про себя, мы создаем в воображении зритель- ные образы и соединяем их непроизвольно, не задумываясь.

«Палкой разбили глобус» - в воображении два соединен- ных образа: палка и глобус.
«Из двух половинок глобуса вываливается телефон». Снова два образа в паре.
История запоминается на основе свойств памяти в зри- тельном анализаторе. Мы предполагаем, что запоминанием происходит именно из-за одновременного представления в воображении двух и более зрительных образов. Первично запоминаются связи между образами, и на основе этих связей воспроизводится история, а не наоборот.

Проверить эту гипотезу можно экспериментально, пока- зывая человеку пары соединенных образов, вообще не исполь- зуя проговаривание в речевом анализаторе. Опыт показывает, что мы правы. Мозг отлично запоминает предъявляемые ему пары образов, объединенных общим контуром.

На основе анализа приемов речевой мнемотехники мы формулируем гипотезу, которую проверяем опытным пу- тем. После этого формулируем основное свойство памяти в зрительном анализаторе: память в зрительном анализаторе запоминает связь между парой образов, воспринимаемых одновременно и объединенных общим контуром. На основе этого свойства памяти мы создаем эффективную технику запоминанию, свободную от лишних «телодвижений», не нужных историй, «логики» в связывании образов, эмоций и прочих надуманных свойств.

Чтобы запоминать в зрительном анализаторе, достаточно представлять образы в воображении соединенными и рассма- тривать их всего несколько секунд (примерно 6 секунд).
А как быть с «историями»? Они не нужны. Они воздей- ствуют на основной механизм памяти в зрительном анализа- торе опосредованно, через работу воссоздающего воображе- ния, которое автоматически переводит фразу в комбинации зрительных образов. Гораздо проще и эффективнее исполь- зовать прямое запоминание в зрительном анализаторе, без придумывания историй.

А как обстоят дела в речевом анализаторе?

Можно ли выявить свойства памяти в речевом анали- заторе, и проанализировать существующие в мнемотехнике методы на предмет их целесообразности и эффективности?
Возьмем для анализа известное «Каждый Охотник Же- лает Знать, Где Сидит Фазан». Таким экзотическим способом учителя в школе рекомендуют запоминать последовательность цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, го- лубой, синий, фиолетовый.

Нет ли в этом методе такого же недоразумения, как в «методе историй»? Может быть, если постараться выявить свойства памяти в речевом анализаторе, нам удастся значи- тельно упростить этот метод, сделать его более эффективным и без лишних глупостей (считается, что чем глупее фраза, тем лучше она запоминается).
Так почему же запоминается фраза? Что нужно делать, чтобы фраза запомнилась?

Последовательность нот гаммы мы запоминаем напря- мую, без придумывания фразы.
до – ре – ми – фа – соль – ля - си
Присмотримся внимательнее, как мы это делаем? Мы разбиваем фразу на короткие отрывки (аналогично группи- ровке цифр при запоминании телефонных номеров).
дореми – фасоляси

Если мы используем группировку (разбивку на синтагмы) при запоминании цветов спектра, может быть у нас получится запомнить названия цветов напрямую?
Проверим наше предположение.
красныйоранжевый – желтыйзеленыйголубой – синий- фиолетовый
Мы знаем, что для запоминания в речевом анализаторе не достаточно разбивки фразы на синтагмы. Важным условием запоминания является повторение по памяти. Разбив фразу на части, повторите её несколько раз, лучше вслух, делая паузы.
красныйоранжевый (пауза) желтыйзеленыйголубой (па- уза) синийфиолетовый

Повторите по памяти несколько раз.
Последовательность цветов спектра легко удается запом- нить напрямую, если правильно определить и использовать основные свойства памяти в речевом анализаторе. «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» можно сдать в архив истории мнемотехники, как тупиковую ветвь развития методов запоминания.
Проверим «новый» метод на запоминании последова- тельности планет Солнечной системы. Будем произносить название планет одной фразой, разбитой на короткие отрывки.

меркурийвенераземля (пауза) марсюпитерсатурн (пауза) ураннептунплутон
В этом методе запоминания, на самом деле, для вас нет ничего нового. Именно таким методом вы всегда заучивали стихотворения! Это зубрежка! Но включенная в состав Систе- мы запоминания, совместно с другими методами, она может давать поразительные результаты.
Например, можно запомнить дословно и воспроизвести в прямом и обратном порядке (или даже под номерами) не- сколько десятков фраз, иллюстрирующих применение грам- матического правила из урока учебника иностранного языка.
Основные свойства памяти в речевом анализаторе можно сформулировать в трех пунктах.

1. Фраза должна быть разбита на несколько коротких кусков (синтагм).
2. Фраза должна повторяться несколько раз исключи- тельно по памяти. Повторение вслух дает лучший результат.
3. Речевая память медленная (в отличие от памяти в зрительном анализаторе). Поэтому процесс запоминания (путем повторения по памяти) нужно растянуть примерно на 4 дня, чтобы гарантировать пожизненное запоминание и автоматизацию фразы.
Есть одно «но» для этого метода. Запоминаемая фраза должна состоять в основном из хорошо знакомых слов.

0

57

PIN-код как "дополненная реальность"

Сейчас почти все пользуются банковскими картами. Стандартный PIN-код такой карты состоит из четырех цифр (видимо, с учетом того, что человек больше запомнить не мо- жет). Простые мнемонические методы позволят вам надежно помнить PIN-коды всех ваших карт.
При выборе банковской карты следует отдать предпо- чтение картам, на которых есть иллюстрации. Иллюстрация на карте значительно упростит запоминание и припоминание кода. Фактически, PIN-код карты будет записан вами на самой карте. Только никто кроме вас не будет видеть этот код. Потому что только ваша голова будет должным образом реагировать на иллюстрацию.

Допустим, у вас есть десяток банковских карт. На каждой карте есть картинка. С помощью мнемоники вы запоминаете на эту картинку PIN-код. В дальнейшем, когда вы возьмете в руки банковскую карту, вам достаточно будет взглянуть на картинку на ней, и ваша память "дополнит реальность", подставит числа PIN-кода (образные коды чисел). Все эле- ментарно просто!

Пример. На вашей карточке нарисована клубника. PIN- код карты 4689. У себя в воображении вы создаете ассоциа- цию: на клубнике чашка (46) и фара (89).

http://se.uploads.ru/t/P163h.png

Пример. На вашей карточке нарисованы две девушки. PIN-код карты 1290. У себя в воображении вы создаете ас- социацию: на левой девушке висит гитара (12), правая что-то пьет из рюмки (90).

http://se.uploads.ru/t/4qLOX.png

Теперь цифровая информация (в виде образов) будет до- ступна только вам, потому что только в вашей памяти созданы
связи чисел с картинками на банковских картах. Как только вы посмотрите на клубнику, ваш мозг дорисует образы "ЧаШка" и "ФаРа" (46 89). Посмотрели на карточку с девушками - мозг дорисовывает образы "ГиТара" и "РюМка" (12 90).
Ограничений на количество запоминаемых PIN-кодов нет! Вы можете запомнить PIN-коды ста карт!
Попробуйте. Это действительно очень просто и очень эффективно. Особенно, если вы знаете образные коды чисел.
"Дополненная реальность" - это основной принцип ра- боты памяти человека. Так происходит узнавание объектов по ранее установленным связям. Мнемоника использует этот принцип на все 100 процентов! Вместо дорогих электронных протезов памяти используйте память собственного мозга! Проверьте надежность своей памяти хотя бы на двух примерах из этой статьи.

0

58

Метод "Таблица опорных образов"

Многие испытывают затруднения при формировании большого количества опорных образов методом Цицерона (метод мест). Действительно, если человек живет в пустой квартире с минимум мебели и вещей, или живет в пустынной местности, в памяти нет нужного количества воспоминаний мест. Жителям больших городов проще использовать "метод мест".

http://se.uploads.ru/t/5jXmR.png

Можно ли разметить память так, чтобы каждая ячейка памяти имела адрес?
Сформировать достаточно большое количество опорных образов для долговременного запоминания можно комбина- цией трех приемов мнемотехники.

Что нам нужно...
1. Образные коды двузначных или трехзначных чисел.
2. Прием свободных ассоциаций.
3. Прием выделения частей образа.
Повторим «Прием свободных ассоциаций»
Этот прием используется для получения дополнительных образов, когда нам не хватает основного образа (основы ас- социации) для запоминания всей нужной информации.
Прием основан на естественных связях, которые уже есть в вашем мозге, которые были образованы ранее в процессе естественного восприятия разных предметов. Многие предме- ты имеют свойство всегда находиться вместе. Мозг фиксирует такие связи автоматически (непроизвольное запоминание). Именно такие связи и нужно извлекать из собственного мозга. Обратите внимание, что образы, получаемые этим приемом – индивидуальные. Каждый должен самостоятельно форми- ровать таблицу опорных образов. Готовый набор образов дать нельзя, прием потеряет смысл.

Пример
Представляем любой зрительный образ, удерживаем его в воображении, стимулируя свой мозг этим зрительным обра- зом. Смотрим ответную реакцию мозга, какой образ появится как реакция на стимул.
Чашка (нужно вспомнить конкретную чашку!). Первый образ, который у меня появился в ответ – пакетик чая.
Теперь рассматриваем конкретный пакетик чай. Смотрим реакцию мозга. У меня появилась большая коробка с чаем (на сто пакетиков).
Получается последовательность образов: чашка – паке- тик чая – коробка с чаем.
Обратите внимание! При формировании дополнительных образов приемом свободных ассоциаций связи между этими образами не создаются специально! Мы никак не связываем образы «чашка» и «пакетик чая», образы «пакетик чай» и «коробка с чаем». Нет необходимости их связывать, потому что они уже были связаны ранее, в процессе многократного восприятия соединенных образов.

Если с приемом свободных ассоциаций разобрались, то все остальное в методе «Таблица опорных образов» должно быть понятно.
1. От образного кода числа (01 – еж) получаем два до- полнительных образа приемом свободных ассоциаций: еж – гриб – корзина.
2. В дополнительных образах «гриб» и «корзина» вы- деляем по три части. Всего получится 6 частей – 6 конечных опорных образов.
3. Во втором (последнем) дополнительном образе (кор- зина) выделяем четвертую часть. Эту часть используем для записи номера следующей строки таблицы. В нашем случае на четвертую часть образа «корзина» мы запомним образный код числа 02 – яд.
Запись в конце строки номера следующей строки нужна для того, чтобы вы могли пользоваться методом «Таблица опорных образов» даже без предварительного заучивания образных кодов чисел.
Строка таблицы опорных образов под номером 01 в па- мяти будем выглядеть так.

http://se.uploads.ru/t/dILaz.png

Так выглядит строка таблицы дополнительных образов в голове. Связи между образами еж, гриб, корзина специально не создают- ся.
На основе 100 образных кодов двузначных чисел полу- чается таблица опорных образов на 600 ячеек – конечных опорных образов.
На основе 1000 образных кодов трехзначных чисел по- лучается таблица опорных образов на 6000 «ячеек памяти»

http://se.uploads.ru/t/P3exq.png

Опорные образы организованы по типу таблицы.
Каждая ячейка памяти имеет адрес, состоящий из номера строки и номера ячейки в строке. Например: 01.1 - первая ячейка первой строки (образ "шляпка гриба").
В одну «ячейку памяти» (на один опорный образ) запо- минайте информацию, части которой предварительно связаны между собой в ассоциации или в цепочки образов.
Например, в ячейку памяти под номером 01.1 мож- но запомнить последовательность действий на программе Photoshop для вставки фотографии в нарисованную рамочку (виньетку).  http://mnemonikon.ru/differ_pub_22.htm

http://se.uploads.ru/t/nl0y9.png

В одну "ячейку памяти" можно запомнить одно число, но можно запомнить сложную ассоциацию, цепочку из 20-ти образов или даже десяток ассоциаций, связанных приемом "Матрешка".

Ссылки на ячейки памяти
Информация, которую вы запоминаете в таблицу опорных образов, имеет адресацию. Это позволяет делать ссылки на ячейки памяти.
Например. Если в ячейку памяти под номером 01.2 (опор- ный образ «ножка гриба») вы запомнили сложный пароль вида s5746 dr385 Fd356 d, и хотите присвоить этот пароль своему домашнему роутеру, вам не нужно запоминать на образ роутера 10 образов пароля. Достаточно запомнить на роутер ссылку на пароль в виде адреса ячейки памяти 01.2 (всего два образа: 01-еж, 02-яд).
Один и тот же пароль вы можете присваивать разным устройствам (или сайты, или почта), просто запоминая адрес ячейки памяти, состоящий всего из двух образов.

Списки воспроизведения
Если в вашей таблице опорных образов хранится много разной информации, вы можете формировать списки вос- произведения этой информации в нужном порядке, запоми- ная последовательно нужные адреса. Например, временно, методом Цицерона, на каждый опорный образ по два числа (один адрес).
Допустим, вы запомнили в таблицу опорных образов 200 анекдотов разной тематики, все подряд, без разбора. Вы мо- жете составить список воспроизведения анекдотов по одной теме, запомнив последовательность адресов нужных опорных образов.

Преподаватели, ведущие занятия, могут вставлять в свои лекции точную информацию, хранящуюся в таблице опорных образов, просто вставляя нужные адреса в свой образный конспект лекции.
Профилактика сохранения информации в памяти
Систематическое запоминание информации в таблицу опорных образов дает вам возможность периодически про-
сматривать свою базу точных сведений для профилактики сохранения (когда информация не используется). Это нужно делать примерно раз в полтора-два месяца.

Любителям рекордов памяти
На 6000 опорных образов можно запомнить 18000 цифр числа Пи (если запоминать образные коды трехзначных чи- сел). Сейчас Российский рекорд запоминания числа Пи при- надлежит Станиславу Матвееву. Он воспроизвел (до первой ошибки) 8332 знака после запятой в числе Пи.
Метод "Таблица опорных образов" позволяет запоминать число Пи без предварительного заучивания образных кодов трехзначных чисел (благодаря записи номера следующей стро- ки в конце строки). Однако в этом случае при запоминании придется смотреть картинки образных кодов чисел, что сильно замедляет процесс запоминания.
В одной строке умещается 18 цифр (шесть образных кодов трехзначных чисел).
001 (манжет) --- 141 592 653 589 793 238 --- 002 (мо- нета), переход на следующую строку.

0

59

Память человека и память компьютера. Аналогии

Принцип памяти
Один и тот же принцип может быть реализован разными способами. Важно понимать именно принцип памяти, а не способ его реализации. Компьютер запоминает последова- тельность нулей и единиц. Работа компьютерной памяти не- возможна без предварительного кодирования информации в нули и единицы. Реализовать запись нулей и единиц (принцип памяти в компьютере) можно разными способами: набором монеток, дырками на перфокарте, на магнитофонной пленке, на магнитном диске, на катушках индуктивности, на конден- саторах…

Общее в памяти мозга и компьютерной памяти – необхо- димость образовывать связи. Нули и единицы связываются с разметкой (с адресами) на носителе. Битовая последователь- ность помещается в ячейку памяти, имеющую адрес, и таким образом связывается с адресом.
Память мозга тоже запоминает связи. Следовательно, новая информация должна с чем-то связываться. В нашей памяти единицей информации является образ. Не обязательно зрительный образ. Образы могут быть слуховые, тактильные и др. Но зрительные образы нам более понятны, мы их видим, мы можем ими манипулировать в воображении.

Мозг запоминает путем связывания образов: при есте- ственном запоминании, когда мы видим уже связанные в реальности образы; при чтении текста, когда связки образов создаются в воображении под управлением слов текста; при специальном мнемоническом запоминании, когда мы созна- тельно связываем образы для запоминания.
Но, как и в компьютере, память мозга не может работать без предварительного кодирования информации под принцип памяти. Если в компьютере любые виды информации коди- руются в нули и единицы, то в мозге воспринимаемые образы (не обязательно зрительные) кодируются в наборы контуров, в векторную форму, говоря компьютерным языком.

Трассировка
Этот процесс предшествует памяти мозга. Без него па- мять работать не сможет. На сетчатку глаза попадает растро- вая картинка. И уже на сетчатке глаза начинается процесс трассировки, процесс выделения контуров объекта и внутри объекта по перепадам яркости. На следующем этапе зри- тельный анализатор отправляет в мозг выделенные контуры, от общих до самых мелких. Всего примерно 260 за четверть секунды (зависит от освещенности объекта и времени его восприятия). Это можно видеть в темноте, как сужающиеся фиолетовые пятна.

В результате работы зрительного анализатора в высшие отделы мозга передается картинка, состоящая из множества отдельных контуров, векторная картинка. Кто не знаком с понятиями растровой и векторной графики, посмотрите в Ин- тернете. Грубо говоря, векторная картинка – это мультяшная картинка, нарисованная не точками (пикселями), а контурны- ми линиями. Векторная картинка не обязательно плоская, она может быть и объемной. Вспомните 3 D мультики!

Итак, мы с самого рождения привыкли видеть мир в «век- торной графике», мир, разложенный на множество мелких деталей. Процесс трассировки идет автоматически, нам ничего не нужно для этого делать, мы даже не замечаем этого. А ча- сто и не осознаем, почему мы способны различать отдельные буквы и слова в тексте! А потому что зрительный анализатор трассировал изображение, перевел его из растрового формата на сетчатке глаза в векторный в высших отделах мозга.

Без этого предварительного процесса память мозга не могла бы работать. Ведь наша память запоминает связи (как и память компьютера запоминает связь адреса в памяти с записываемой битовой комбинацией).
Группы нервных клеток, работающих одновременно, и создающих множество разных контуров одного объекта, за- поминают связь между собой, может быть синхронизируют свою электрическую активность. Достаточно быстро. 4-6 секунд нужно смотреть на объект, чтобы мозг запомнил связи внутри объекта или связи между несколькими объектами. Что может соответствовать этой операции из мира компьютеров? Операция группировки изображения.

Группировка

Это принцип памяти в мозге. Синхронизация электри- ческой активности групп нервных клеток, которые работают одновременно и генерируют составные контуры одного объ- екта, очень похожа на компьютерную операцию группировки.
Вы помещаете на чистый лист (новый файл) одно изобра- жение. Затем помещаете другое изображение. После этого курсором обводите оба изображения и в контекстном меню выбираете команду «Сгруппировать». Два разных изображе- ния теперь перемещаются по экрану как одно изображение (но состоящее из двух). Очень похоже на то, что делает наша память (процесс «память»).

Мы представляем одну картинку. Затем представляем вторую картинку. С помощью визуального мышления сое- диняем две картинки так, чтобы они стали частями одной, общей картинки. И после этого рассматриваем две картинки, сложенные в одну, несколько секунд. За эти несколько секунд рассматривания мозг запоминает связи внутри сгруппирован- ной картинки.
В мозге изображение разбивается на части, и эти части связываются. В мозге адреса ячейки памяти нет. «Адресом» может быть любая часть связанной картинки. Как только мы увидим часть изображения, память воспроизведет все
изображение целиком (достроит его) по ранее образованным связям. Такой принцип памяти позволяет осуществлять доступ к информации по стимулу без перебора (узнавание).
Итак, принципиально память в мозге устроена не так уж и сложно. Центральные понятия (по аналогии с компьюте- ром) – это «трассировка изображения» (выделение контуров, перевод в векторную форму) и «группировка изображений» (процесс связывания выделенных контуров, т.е., процесс «память»).

Мы рассмотрели один вид памяти – ассоциативную память в зрительном анализаторе. Она достаточно быстрая (всего несколько секунд нужно для запоминания связи) и пла- стичная – связи могут стираться, могут замещаться другими связями (затираться). Важно то, что человек может полно- стью контролировать процесс запоминания и припоминания в ассоциативной памяти зрительного анализатора. На этом основана мнемотехника.
По своим свойствам этот вид памяти очень похож на свойства голограмм (особенно безопорных голограмм). Что дает нам основание предполагать голографические принципы ассоциативной памяти. Особенно ярко голографические свой- ства памяти проявляются при припоминании – мгновенное узнавание, мгновенное извлечение информации из мозга по стимулу.

Отсутствие перебора и сравнения при поиске информа- ции в мозге – важнейшее отличие памяти мозга от памяти компьютера, который всегда использует перебор и сравнение при поиске информации в памяти (но делает это очень быстро, поэтому кажется, что мгновенно).
Есть и второй вид памяти мозга – рефлекторная память. Этот вид памяти хорошо описан во всех учебниках. Грубой аналогией рефлекторной памяти может быть спайка двух проводов – прямое соединение нервных клеток путем обра- зования зоны синапса (химическая передача электрических импульсов от клетки к клетке).

Два вида памяти (в разных анализаторных системах) взаимодействуют, создавая сложную и запутанную картину работы памяти человека.
Хорошо известна и изучена кратковременная память в слухоречевом анализаторе (Г.Эббингауз), которая по свой- ствам и по механизмам принципиально отличается от ассо- циативной и рефлекторной памяти. При работе этой памяти связи не образуются. Она основана на остаточной активности нервных клеток. Стимула уже нет, но нервные импульсы некоторое время продолжают циркулировать по клеткам, благодаря медленной химической передаче импульсов в зоне синапса. После восприятия новой порции информации, крат- ковременная память полностью вычищается. В памяти мозга при этом ничего не остается. Магическое число 7 в психологии связано именно с кратковременной памятью, которая памя- тью, по сути, не является.

0

60

Введение в мнемотехнику

Искусственная ассоциация - образный аналог строки таблицы

Мы запоминаем информацию. Что же такое информация? Википедия нас информирует: в настоящее время не существу- ет единого определения информации как научного термина. Следовательно, мнемотехника имеет право дать собственные определения информации? Что, несколько определений? Да, как минимум два. Так как информация для мозга и информация для нас (для человека) - имеют разные определения.
Мозг запоминает связи. Информацией для мозга явля- ются связи. Тут все просто...
Человек называет информаций то, что мы обычно запи- сываем в виде одной строки таблицы.
Запуск первого искусственного спутника Земли - 4 ок- тября 1957 года.

Первая высадка человека на Луну - 20 июля 1969 года.
Паспорт - серия 4510 - номер 346756
Телефон Васи - 8 906 567 76 54
Мнемоническая таблица в одной ячейке должна содер- жать один образ.
| Первый спутник | 04 | октябрь | (1)957 | | Человек на Луне | 20 | июль | (1)969 |

| Паспорт | 45 | 10 | 346 | 756 |
| Вася | 906 | 567 | 76 | 54 |
Будем считать, что единицей информации (для человека) является строка таблицы. Действительно, чтобы воспользо- ваться информаций, чтобы позвонить Васе, нам нужно пом- нить строку телефонного номера полностью.
Проанализируем строку таблицы. Какие свойства она имеет? Какие свойства у информации?
1. Строка таблицы состоит из частей, которые мы запи- сываем в ячейки таблицы.
| спутник | 04 | октябрь | 1957 |
2. Части строки таблицы делятся на уникальные части информации и повторяющиеся части информации.
"Запуск первого искусственного спутника Земли" - это уникальная часть информации.

Элементы даты (04, октябрь, 1957) - это повторяющи- еся части. Они могут встречаться в другой информации, в других датах, в телефонных номерах, в номере паспорта или автомобиля.
3. Уникальную часть информации мы обычно отделяем от повторяющихся частей, записывая её в первую ячейку строки.
4. Части информации (ячейки одной строки) связаны между собой. Эта связь фиксируется нами на письме одной строкой таблицы или просто одной строкой.
5. Части информации не просто связаны между собой, но связаны в определенной последовательности, которая на пись- ме фиксируется последовательной записью слева направо.
Итак, единицей информации в мнемотехнике мы будет называть строку таблицы (и все, что можно записать в виде строки таблицы). Строка таблицы:
- разделяет уникальную часть информации от повторя- ющихся частей;
- фиксирует связи между частями информации (между ячейками строки таблицы);

- фиксирует последовательность связей между частями информации.
Как же записать строку таблицы в память мозга? Чтобы иметь возможность воспользоваться механизмом памяти зрительного анализатора, нужно преобразовать содержимое ячеек строки таблицы в зрительные образы
Преобразуем части исторической даты в зрительные образы.
| Запуск первого искусственного спутника Земли | 04 | октябрь | 1957 |
Образы для повторяющихся частей информации по- добраны заранее по определенной системе и даются в виде иллюстрированного справочника. Используем их.
| спутник | Чай | лед | аРБуЗ|
Теперь нам нужно решить сразу три задачи:
- отделить уникальную часть информации от повторяю- щихся частей;

- связать все ячейки строки в одно целое;
- запомнить последовательность связей.
Для решения этих задач был придуман революционный для мнемоники прием, позволяющий записывать в память мозга строки таблицы буквально как в блокнот.
Это прием образования ассоциации, с выделением основы ассоциации и элементов ассоциации.
Уникальная часть информации представляется большим (фоновым) образом, который называется основой ассоциации (образ спутника).
Повторяющиеся части (элементы ассоциации) связыва- ются с частями основы ассоциации.
Последовательность связей фиксируется пространствен- ным размещением элементов на основе слева направо (или сверху вниз), как мы привыкли писать и читать.
Такие вот странные картинки - это мнемоническая форма хранения в мозге привычной строки таблицы. Такой способ
запоминания является наиболее правильным (раньше в мне- монике использовались другие методы) и очень естественным для мозга.

http://se.uploads.ru/t/NhGza.png

Ассоциация называется искусственной, так как создается в воображении, как монтаж картинок на программе Фотошоп. В реальности таких связей не бывает. Но нашему мозгу все равно. Мозг фиксирует любые связи: естественные из реаль- ности, и искусственные связи, которые мы создаем у себя в воображении.
Искусственная ассоциация:
- является образным аналогом строки таблицы;
- отделяет уникальную часть информации от повторяю- щихся частей;
- связывает части информации между собой в одно целое;
- фиксирует последовательность частей информации (пространственным размещением);
- обеспечивает быстрое припоминание строки таблицы целиком по любой ячейке строки.

http://se.uploads.ru/t/N27ip.png

Запись связи в память обеспечивается простыми дей- ствиями. Нужно соединить в воображении часть основы ас- социации и элемент ассоциации (корпус спутника + арбуз) и рассмотреть результат примерно 6 секунд.
Если связи уже есть в реальности (как на картинке), достаточно зафиксировать взгляд на местах связки образов несколько секунд.
Это работает сразу, как только вы поняли, как это ра- ботает!
Раз и навсегда избавляемсяот бытовой забывчиво- сти!

Чтобы не забыть, куда вы положили ключи, положите ключи в нужное место и зафиксируйте свой взгляд на месте и ключах секунд на 6-10. Вашей памяти нужно время для фиксации связи ключей с местом, где они лежат.
Если вы бросили ключи куда-то, даже не посмотрев в ту сторону, разумеется, в этом случае вы не будете помнить, куда вы положили ключи!

0


Вы здесь » Женский клуб » библиотека » Все о памяти и способах запоминания