Увы, пока что в мнемотехнике считается, что знаковая информация (бессмысленная вербальная информация) - не запоминаемая. И её запоминание осуществляется на основе известных механизмов памяти в зрительном анализаторе, опосредованно, через преобразование в зрительные образы. Прозу дословно мнемотехника запоминать пока не умеет, но запомнить конспект учебника со всей точной информацией - это вполне реально.
Несмотря на то, что ассоцианисты изучали преимуще- ственно память в зрительном анализаторе, они не смогли дать объяснение тому, как мозг запоминает и вспоминает зри- тельные образы. Соответственно не дают и описания свойств этого вида памяти. Современные учебники психологии так же не описывают механизмы памяти в зрительном анализаторе.
Эббингауз сильно повлиял на психологию памяти, направив её по ложному пути. Вслед за Эббингаузом пси- хологи стали изучать изолированно память в слухоречевом анализаторе, и механизмы памяти в зрительном анализаторе остались попросту без внимания, ими никто серьезно не за- нимался. Вспомните, много ли практических рекомендаций по использованию своей памяти вы можете найти в учебниках по психологии памяти? В лучше случае - "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидят Фазаны".
Хотя у меня ещё остаются надежды на то, что когда-ни- будь удастся разгадать загадку, которую пытался разгадать
Эббингауз (механизм памяти в речевом анализаторе), пока что мнемотехника вынуждена констатировать, что вербаль- ная и образная память жестко связаны. И что запоминание вербальной информации не возможно без образной памяти. За редким исключением, которое мы пока не можем объяс- нить - механическое запоминание и воспроизведение стихов. Однако не все так плохо с речевой памятью в мнемотехнике. Мы знаем некоторые закономерности функционирования вербальной памяти (осмысленные слова и фразы), и можем запоминать короткие фразы дословно и последовательно, но с активным привлечением для этого образной памяти.
Вернемся к анализу ошибок в психологии памяти, к опы- там Эббингауза.
Мы уже разобрались, что Эббингауз стремился макси- мально изолировать образную память, чтобы выявить ме- ханизмы памяти в слухоречевом анализаторе в чистом виде.
Но возникает ещё один вопрос. Проверял ли он память или запоминание?
Психологи до сих пор путают эти два понятия. Не говоря уже о простом человеке, не специалисте. Большую путаницу вносят аналогии памяти человека с памятью технических устройств: фотопленка, магнитофонная пленка, оперативная память, жесткий диск. Многие считают, что память и запоми- нание - это одно и то же. И что запоминание осуществляется исключительно памятью.
Это пятая ошибка психологии памяти. Часто простые и очевидные вещи (наглядные образы, схемы) очень трудно выразить в словах, чтобы правильно передать мысли-обра- зы другому человеку. Задача усложняется тем, что огромное количество литературы о памяти создало в головах людей си- стему ложных связей, через которую очень трудно пробиться, которая блокирует понимание простых и очевидных явлений.
Если в учебнике написано, что человек не может запом- нить более 7 чисел, значит, не может. И если кто-то запоми- нает 200 цифр, да ещё на слух, скорее всего, он упал с полки в поезде, у него болезненные улучшения памяти (!). Пройдет курс лечения и все пройдет…
Память и запоминание
Что человек сможет запомнить, если будет пользоваться только памятью в речевом анализаторе? Ответ на этот вопрос вы можете найти в любом учебнике психологии. Запоминать придется долго и упорно. Запомнится при этом очень мало. И все это полностью забудется уже очень скоро.
Допустим, Эббингаузу в своих опытах удалось справиться с задачей изоляции образной памяти. Вероятно, он очень ста- рался не давать своему мозгу преобразовывать слоги в слова (и образы), старался просто повторять их чисто механически.
Но возникает вопрос, а что же он проверял? Память в ре- чевом анализаторе или запоминание в речевом анализаторе? Если он хотел выделить речевую память в чистом виде, ему следовало бы проверять именно память. Потому что процесс запоминания - это уже не "чистая память". В процессе запоми- нания к памяти подключаются другие психические процессы, которые заслоняют истинные возможности "чистой памяти".
Описание опытов свидетельствует о том, что отделить процесс "память" от процесса "запоминания" Эббингаузу не удалось. Он проверял не память в речевом анализаторе. Он проверял запоминание в речевом анализаторе. Он допу- скал многократное считывание ряда слогов, многократную проверку эффективности запоминания, повторение через определенные промежутки времени. Ничего себе память! Это целая система запоминания, мнемотехника Эббинга- уза! Эффективность запоминания зависит от организации процесса запоминания, от разных действий по запоминанию информации.
Что нужно было бы делать, если мы хотим проверить "чистую память"?
Инертность анализаторных систем
Зрительная и слухоречевая анализаторные системы обладают значительной инертностью. Не нужно приборов и лабораторий, чтобы проверить это.
Зайдем в совершенно темную комнату, будем смотреть на ладонь (которую пока не видно), стараясь не шевелить глаза- ми, и осветим ладонь искрой зажигалки. После вспышки на мгновение возникнет негативный образ руки, который сразу превратится в позитивный, и мы будем продолжать видеть его примерно 4 секунды. Это сенсорная (или иконическая) память в зрительном анализаторе.
Сенсорная память в слухоречевом анализаторе проверяется путем предъявления (на слух) ряда цифр (4723854859605968304598). Сколько последних цифр че- ловек сможет повторить сразу после окончания восприятия, таков и объем его "кратковременной памяти".
Как в зрительном, так и слухоречевом анализаторе чело- век может удерживать образ или фразу некоторое время. В речевом анализаторе фраза может сознательно повторяться (артикуляционная петля). В зрительном анализаторе воспри- нятый образ может сознательно рассматриваться (зрительный блокнот), и таким образом удерживаться.
Можем ли мы относить явление инертности в речевом анализаторе к памяти? Я думаю, что не можем. Хотя это и похоже на память, но наша способность повторить только что услышанное или увиденное не попадает под определение памяти.
Во-первых, память должна сохранять информацию дли- тельное время и не должна быть подвержена стирающему дей- ствию отвлекающего задания. Во-вторых, процесс "память" создает в голове связи, а инертность анализаторных систем - это медленное затухание "сигнала" в нервных клетках. Пра- вильнее было бы называть это физиологической "памятью" анализаторов (память в кавычках), остаточными явлениями.
При проверке памяти мы должны устранить влияние инертности анализаторных систем на результаты опытов с памятью. В психологии существует понятие "гомогенная ин- терференция". На русском языке это звучит как "отвлекающее задание тем же самым материалом, который запоминался". Так, если человек запоминал числа, перед их припоминани-
ем он должен запомнить ещё числа, или решить примеры с числами. Если человек запоминал слоги, то перед их припо- минанием нужно попросить его запомнить другой ряд слогов или прочитать вслух другие слоги.
И только после отвлекающего задания, когда речевой анализатор "вычищен", мы можем проверить, а что же оста- лось в памяти.