Всё обо Всём.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Всё обо Всём. » библиотека » Все о памяти и способах запоминания


Все о памяти и способах запоминания

Сообщений 1 страница 10 из 64

1

http://se.uploads.ru/t/xnaNt.png

Как понимается текстовая информация

Текстовая информация сопровождает человека всю жизнь. Читают все. Читают школьники, читают студенты, читают научные работники, читают домохозяйки. В этой ста- тье мы постараемся разобраться в том, как человек понимает тексты.
По собственному опыту каждый знает, что если читаемый текст не понимается, то он и не запоминается. Существуют легкие и сложные для чтения книги, есть интересные книги и неинтересные, скучные.
В каком случае книга становится для человека скучной и неинтересной? Это происходит тогда, когда человек либо не понимает читаемый текст, либо информация в тексте не совпадает с информацией в голове человека.
Прочитайте первый отрывок. Читайте медленно и наблю- дайте за своим воображением.

«Старинные монеты принадлежат к числу наиболее часто встречающихся памятников прошлого. Сама природа монеты такова, что множество одинаковых экземпляров, выбитых из долговечного, стойкого материала, сразу же расходилось среди людей, постоянно меняя хозяев, переходя из рук в руки и повсюду сопровождая человека. До нашего времени сохранилась лишь ничтожная часть существовавшей неког- да массы монет, но и она представляет величину довольно значительную. Только в музеях России хранится несколько миллионов старинных монет, а систематическая коллекция одного Эрмитажа составляет по приблизительному подсчету

более трехсот тысяч различных монет, не считая сохраняемых в неразрозненном виде кладов, а также вторых, третьих и т.д. экземпляров, входящих во все коллекции древних монет».
Прочитайте еще один отрывок текста и снова вниматель- но наблюдайте за своим воображением.
«До сих пор мы исходили из предположения десятилетней давности, что сингулярность фазы может не иметь никакого отношения к механизму циркадианной ритмичности, а быть всего лишь следствием суммирования ритмов с разными случайными фазами в клеточной популяции. Возможно, это и справедливо в отношении нейрогуморальных часов высших позвоночных, но результаты экспериментов с насекомыми и растениями явно опровергают его. А это значит, что сингу- лярная аритмия обусловлена искажением «силы», «энер- гичности», или амплитуды колебаний, циркадианных часов. Следовательно, амплитуда часов так же, как и фаза, поддается подстройке».

Если у вас нет специального физико-биологического образования, то первый текст показался вам намного более понятным, чем второй. И если вы внимательно наблюдали за своим воображением, то вы уже можете самостоятельно сделать вывод о том, почему первый текст понимается хорошо, а второй хуже.
Когда человек читает текст, слова, воспринимаемые гла- зами, попадают в речевой анализатор мозга, где они имеют связи со зрительными образами. Cлова «монета», «экзем- пляр», «люди», «материал», «хозяин» стимулируют появ- ление в воображении соответствующих зрительных образов. Человек видит, что «стоит» за этими словами. Когда вы читали первый отрывок про монеты, параллельно с чтением в вашем воображении возникали группы взаимосвязанных образов. У кого-то зрительные образы более яркие, у других - менее яр- кие. Но если вы поняли содержание первого отрывка, значит, зрительные образы возникали в вашем воображении.
При чтении второго отрывка в ваш мозг попали ранее незнакомые слова: «сингулярность», «фаза», «циркадианная

ритмичность», «нейрогуморальные часы». Что происходит при восприятии таких слов? Либо образы вообще не возни- кают в воображении (связь слова со зрительным образом ранее установлена не была). Либо мозг начинает «метаться» от одного образа к другому, перебирая, например, различные образы, подходящие под слово «ритмичность». В результате чтения такого текста в воображении не генерируется «кино из образов» и мы не можем увидеть то, о чем идет речь.

0

2

Механизм автоматического преобразования текста (или речи) в комбинации зрительных образов называется воссоз- дающим воображением. Если воссоздающее воображение работает при чтении текста - человек понимает текст. Если воссоздающее воображение оказывается заблокированным (из-за ранее незнакомых слов), то человек не понимает чи- таемый текст.
Что же такое понимание? Понимание - это способность генерировать в воображении комбинации пространственно организованных зрительных образов. Понимать и видеть в своем воображении - это одно и то же.
Что обозначает слово «смысл»? В этом также легко разобраться. Ведь можно взять какое-нибудь предложение и изменить его разными способами. Можно изменить так, что смысл не изменится. Но другое изменение предложения приведет к изменению смысла.
Проделайте простой эксперимент. Прочитайте предло- жение и постарайтесь его понять, то есть увидеть в своем воображении то, о чем говорится.

На кровати лежит кошка.

Теперь переделаем предложение так, чтобы его смысл остался прежним.

Кошка лежит на кровати.

А теперь постараемся изменить смысл предложения.

Кошка лежит под кроватью.

На этих простых примерах видно, что в русском языке называется словом «смысл». Смысл - это пространственная

организация образов в воображении. Когда мы изменили предложение «На кровати лежит кошка» на «Кошка лежит на кровати», то пространственная организация образов в во- ображении (смысл) не изменилась. Но при восприятии пред- ложения «Кошка лежит под кроватью» наш мозг перемещает кошку под кровать, меняется пространственная организация образов, меняется смысл предложения.

Очень важно разобраться в словах «понимание» и «смысл», так как в психологической литературе они тракту- ются достаточно свободно и часто не соответствуют тому, что понимается под этими словами в мнемотехнике.

Дадим определения этим словам.
Смысл (слов) - это группа пространственно организо- ванных образов.
Понимание (речи, текста) - это процесс создания в во- ображении пространственно организованной «картинки». Понимание - это декодирование речи обратно в образы.
Текстовая информация понимается благодаря механизму воссоздающего воображения - рефлекторному преобразова- нию воспринимаемых сочетаний слов в комбинации зритель- ных образов.

Смысловые ассоциации (комбинации образов) могут применяться при запоминании математических и физических формул, при запоминании новой терминологии и понятий, при запоминании вопросов и ответов на них, при запоминании текстовой информации.
Понимание будет затруднено, когда внимание у человека «скачет» (мои мысли - мои скакуны). Тогда при чтении текста в воображение будут попадать ненужные, не относящие к тексту образы. В этот момент глаза будут продолжать бегать по строчкам, но понимание прекратится - воображение занято другими, случайными образами.

Отвлекать от процесса чтения могут другие источники речи. Так, песня на знакомом языке, воспринимаемая одновре- менно с текстом, будет мешать пониманию текста. Но песня на незнакомом языке - мешать не будет. Слова незнакомого

языка не преобразуются в образы и не занимают ваше вооб- ражение.
Визуальное (образное) мышление очень хорошо трениру- ется. Регулярные упражнения на манипуляции зрительными образами в воображении ведут к улучшению понимания тек- стов и речи. Формирование способности понимания сложных учебников - это приятный и бесплатный бонус для изучающих мнемонику.
Чем ярче образы в воображении, тем труднее пробиться в сознание отвлекающим сигналам - автоматически тренируется помехоустойчивость.

0

3

Основные принципы мнемотехники

Чтобы там ни говорили о ведущих анализаторных си- стемах специалисты по НЛП, мне кажется очевидным, что запоминание информации любым человеком осуществляется на основе зрительного анализатора. Даже у слепого челове- ка: ему глаза вполне заменяют руки - второй орган зрения. Ощупывая предмет руками, человек может создать в вооб- ражении достаточно четкий образ предмета.
Основной механизм памяти, в двух словах, очень прост. Когда вы видите соединенные образы или когда вы представ- ляете в воображении соединенные образы, мозг очень быстро фиксирует связь между ними. Для фиксации связи достаточно всего нескольких секунд.

Именно благодаря этому механизму человек запоминает интерьер помещения, ориентируется на местности.
Когда вы читаете книгу, слова создают в вашем воображе- нии комбинации соединенных образов. Связи между образами фиксируются мозгом очень быстро. По припоминаемым кар- тинкам человек пересказывает только что прочитанный текст. Именно поэтому пересказ текста всегда приблизительный, своими словами.
У памяти человека есть четыре основных недостатка, для компенсации которых и придумали мнемотехнику.

1. Связи между образами, однократно созданные мозгом, начинают разрушаться очень быстро, уже через один час. Это значит, что прочитанную газетную статью вы будете вспо- минать все хуже и хуже с увеличением интервала времени,
прошедшего после прочтения. Пока не забудете совсем.
Подтверждением этого может быть и очень быстрое за- бывание сновидений.

2. Если воспринимаемые элементы информации не вызывают в воображении зрительных образов, то мозг не может установить связи, не может запомнить. Если в тексте встречаются даты, числовые сведения, названия, фамилии, то после прочтения книги человек не может вспомнить такую информацию. Это каждый знает по собственному опыту. Если не верите, попробуйте запомнить по порядку 10 автомобиль- ных номеров, которые вы увидите на улице.

3. Мозг человека не умеет запоминать последователь- ность информации. Например, нам трудно пересказать текст так, чтобы не нарушать последовательность абзацев. Человек не может воспроизвести хронологическую таблицу или список телефонных номеров строго в порядке запоминания.

4. При естественном запоминании на образуемые мозгом связи оказывают значительное влияние ощущения от соб- ственного тела. Например, человек запоминает информации при нормальном атмосферном давлении, но через несколько дней атмосферное давление резко понижается. Это сказывает на работе зрения. В мозг начинают поступать несколько из- мененные стимулы. Выработанные ранее связи оказываются недоступными, появляются провалы в памяти.

Это можно иллюстрировать простым примером. Допу- стим, вы создали связь S1 - R1. S - это стимул, R - это реак- ция (воспоминание, возникающее в связи с воспринимаемым стимулом). Любые внешние стимулы всегда искажаются самой воспринимающей системой. Если работа зрения будет изменена, то при восприятии того же стимулу S1, в мозг будет поступать другой стимул S2, с которым не установлена ника- кая связь, и реакции (воспоминания) не последует.
Поэтому частые мелкие провалы в памяти могут объяс- няться просто резкой сменой погодных условий или заменой привычного режима питания. Для вашего организма не всё равно, пьете ли вы чистую воду или кофе с сахаром.

Мнемотехника не заменяет вашу память, но дополняет ее, позволяя:
- сохранять созданные в мозге связи длительное время;
- эффективно запоминать незапоминаемые сведения, не вызывающие в воображении зрительных образов (телефон- ные номера, номера автомобилей, термины, названия и т.п.);
- фиксировать последовательность информации: после- довательность анекдотов, абзацев текста, списки телефонных номеров, исторических дат и т.п.;
- сделать припоминание независимым от изменений со- стояний тела - информация одинаково хорошо вспоминается и в нормальном состоянии и даже в состоянии опьянения.

Основной принцип запоминания очень простой.
Запоминание в мнемотехнике осуществляется на основе естественных механизмов памяти мозга. В мнемонических методах нет ничего искусственного.
Прочитайте предложение: "В корзине, которая стоит на стуле, лежит три белых гриба и два апельсина". Вы легко сможете повторить эту фразу. Как вы ее повторяете? Вы вспоминаете комбинацию образов, которые были созданы вашим мозгом при чтении предложения. Мозг запомнил связи между образами. Пока связи будут сохранены в мозге, вы смо- жете вспоминать эту картинку и по ней легко воспроизведете предложение.

0

4

При этом в предложении вы можете менять местами слова, но смысл - пространственно организованная картинка - останется тем же. Пример. В корзинке лежит два апельсина и три белых гриба. Корзинка стоит на стуле.
Из этого простого примера видно, что дословное запоми- нание текста не так важно. Главное - построить предложение так, чтобы правильно передать первоначальную "картинку", обеспечивающую понимание.

Но что происходит, когда вы воспринимаете следующее: телефон стоматологической поликлиники номер пятьдесят шесть: триста один, двадцать шесть, восемьдесят девять?
В лучшем случае в вашем воображении промелькнет какой-нибудь образ, связанный со стоматологической поли- клиникой. Но при восприятии слов, обозначающих цифры, в воображении не будут возникать зрительные образы, как при чтении слов "книга", "душ", "веревка".
Образов нет, следовательно, мозг не может установить связи. Мы не в состоянии повторить телефонный номер даже сразу после его прочтения.
Что рекомендует мнемотехника в этом случае? Нужно преобразовать запоминаемую информацию на язык мозга, то есть в зрительные образы. Тогда мозг сможет образовать связи и запомнить.

Любые запоминаемые сведения состоят из элементов. И смысл запоминания заключается в соединении разных элемен- тов одной информации. При восприятии предложения (про корзинку) - это происходит автоматически. Но при восприятии телефонного номера вам нужно специально выделить эле- менты - стоматологическая поликлиника, No 56, 301, 26, 89, преобразовать их в зрительные образы - кресло, пиала, книга, душ, веревка. И сознательно соединить эти образы в своем воображении. При этом образ "кресло" будет центральным, а остальные образы будут размещаться последовательно на разных частях образа "кресло".

Такая картинка, в которой закодированы в образы эле- менты запоминаемой информации, называется в мнемотехни- ке искусственной ассоциацией. На создание подобной ассо- циации требуется всего несколько секунд. Ваш мозг способен создавать и запоминать тысячи таких картинок.
Чтобы эффективно искать информацию в памяти, память предварительно форматируется. В мозге создается последо- вательная система образов, которые очень хорошо заучены и всегда припоминаются в одинаковом порядке.

Создаваемые ассоциации связываются с такими вспомо- гательными образами. В дальнейшем, просматривая сотни вспомогательных образов, мнемонист просматривает сотни ассоциаций. И по ним читает информацию: телефонные номера, анекдоты, основные положения книг, лекций, докладов, таблицу Менделеева, или статьи конституции. Можно запо- минать абсолютно любые сведения.

Процесс мнемонического припоминания не похож на обычное припоминание, когда не известно вспомним мы что- то, или не вспомним. Человек, обученный технике запомина- ния, в буквальном смысле слова просматривает информацию в своем воображении. Так, как вы просматриваете фотографии на экране компьютера. И телефонные номера не вспомина- ются в привычном смысле этого слова. Они просто читаются из воображения. Правда, записаны они там не цифрами, а в ассоциациях - в комбинациях зрительных образов, каждый из которых что-нибудь обозначает.

Обучение мнемотехнике - это, прежде всего, обучение кодированию элементов информации в зрительные образы. Необходимо научиться быстро преобразовывать слоги, назва- ния, числа в простые и удобные для запоминания зрительные образы.

Второй этап запоминания - формирование навыка об- разования ассоциации. Образы необходимо соединять в воображении по определенным правилам, чтобы в голове не образовалась "каша" из образов.

Следующий этап запоминания в мнемотехнике - это запоминание последовательности информации. Существует множество схем построения систем вспомогательных опорных образов, на которых фиксируются запоминаемые сведения. Можно запоминать последовательность ассоциаций и без опорных образов, соединяя ассоциации между собой непо- средственно.

И последний, четвертый, этап запоминания - сохранение информации в мозге. Любые связи, созданные мозгом, раз- рушаются достаточно быстро. Мнемотехника учит сохранять созданные в мозге связи пожизненно. Это избавляет вас от повторного запоминания информации.

0

5

http://se.uploads.ru/t/KuHMJ.png

Запоминание физических упражнений

Почему многие спортсмены любят заниматься с трене- ром? Тренер составляет программу физических упражнений и ведет спортсмена на тренировке, подсказывает очередное упражнение, контролирует его выполнение, дозирует паузы между упражнениями. Когда спортивная тренировка хорошо продумана и организована, за небольшой промежуток вре- мени удается выполнить большое количество разнообразных упражнений. Экономится ваше время и увеличивается эф- фективность занятий.

Все мы говорим, что умеем запоминать, пока объем за- поминаемых сведений не превысит 5 единиц. Но запоминание последовательности даже 12-ти упражнений - для многих задача трудная. А если за час тренировки необходимо выпол- нить четко продуманный комплекс, состоящий из 100 разно- образных упражнений? Брать на стадион или в спортивную секцию книжку-подсказку? Или после каждого упражнения мучительно долго вспоминать следующее упражнение? Или вообще выполнять упражнения безо всякой системы, превра- щая тренировку в бессмысленное времяпровождение?

С помощью простых приемов запоминания вы можете за- писать в свою память заранее составленный комплекс упраж- нений. В данном случае ваша память заменит вам тренера. И время тренировки сократится, и эффективность возрастет.
Как известно (из теории силовой тренировки), после комплекса упражнений с отягощениями следует обязательно делать комплекс упражнений на растяжку. Только в этом случае мышцы приобретают максимальную силу, и после трени- ровки ощущается мощный прилив энергии. Усталость после силовой тренировки - это верный признак непродуманности выполняемых упражнений.

В качестве примера запоминания возьмем программу упражнений по методу многократного растягивания.
Краткая справка об этом методе. Используется свойство мышц при многократных тяговых воздействиях за небольшой промежуток времени растягиваться гораздо больше, чем при однократном воздействии. Вначале спортсмен выполняет упражнение с относительно малой амплитудой. Затем он постепенно её увеличивает и к 15-20 повторению движение выполняется уже на максимальной амплитуде. Подобные упражнения, выполняемые спортсменом самостоятельно, с использованием силы своих собственных мышц, повторяются 3-4 раза. Т.е., один подход - это 15-20 повторяющихся дви- жений с постепенно увеличивающейся амплитудой. И таких подходов - 3-4 на одно упражнение.

Если после силовой тренировки выполнять комплекс этих упражнений, то после тренировки вам захочется гнуть сталь- ные прутья - ощущается мощный прилив энергии. Запомните эти упражнения и попробуйте включить их в свою программу спортивных занятий.
Техника запоминания
Необходимо каждую картинку (каждое упражнение) преобразовать в удобный для запоминания зрительный образ. Этот процесс называется кодированием. Подберем образы для упражнений.

http://se.uploads.ru/t/Oo0zv.png

Сцепленные руки находятся у груди и разгибаются ладо- нями вперед. Положение тела - сидя на пятках. Руки сцепле- ны, как замок. Поэтому образ для первого упражнения будет "замок".

http://se.uploads.ru/t/SYPQe.png

Руки сложены на груди. Тело соприкасается с полом ступнями ног и затылком головы. При растягивании корпус поднимается вверх, голова упирается в пол лбом. Это похоже на борцовский мостик. Образ для этого упражнения - "мост".

http://se.uploads.ru/t/duTEB.png

Положение "сидя на пятках". Исходная позиция "руки вперед". Затем руки перемещаются вверх, в стороны, назад. Как будто вы отгоняете от себя каких-то насекомых. Пусть образ для этого упражнения будет "оса".

http://se.uploads.ru/t/zMNIm.png

Упражнение с палкой или полотенцем. Палка перемеща- ется через голову назад. Руки желательно не сгибать в локтях. Образ для упражнения - "палка".

http://se.uploads.ru/t/uqmVt.png

Упражнение со стулом. Как его выполнять - видно на картинке. Образ для этого упражнения - "стул".

http://se.uploads.ru/t/u5Yyh.png

При выполнении шестого упражнения ваше тело закру- чивается как винт. Так и назовем это упражнение - "винт".

http://se.uploads.ru/t/aB86R.png

В седьмом упражнении нужно лбом дотрагиваться до коленок. И колени желательно не сгибать. На 20-ом повторе,
при высокой амплитуде движений, есть опасность поранить лоб о собственные колени. Назовем это упражнение "склад- ной нож".

0

6

http://se.uploads.ru/t/uARwy.png

В этом упражнении нужно сесть на пол, максимально раздвинуть ноги и постараться дотронуться колени лбом, 15-20 раз подряд. Потом в другую сторону. Присвоим этому упражнению образ "подъемный кран". Представьте, что вы лбом собираете груз на правой коленке, и разгружаете его на левой.

http://se.uploads.ru/t/2dJ5N.png

Представьте, что пальцы ног связаны веревкой. Если раз- двигать ноги, то воображаемая веревка должна натягиваться. Образ для упражнения - "лук" (для стрельбы).

http://se.uploads.ru/t/nsZPE.png

В этом упражнении ноги образуют букву "Г". Представьте букву "Г" объемной. Например, сделанной из брёвен. Образ - объемная буква "Г"

http://se.uploads.ru/t/4PQ5M.png

Так, как нарисовано на картинке, задрать ногу сразу не получится. Поначалу упражнение будет напоминать лягание ногой назад. Образ для упражнения "лошадь".

http://se.uploads.ru/t/fySCx.png

В двенадцатом упражнении необходимо зацепить пальцы ног веревкой и тянуть их на себя. Так и назовем упражнение - "веревка".
Теперь следует выбрать опорный образ. Образ, который вы не можете забыть, который всегда находится перед глаза- ми. Во всяком случае, во время спортивных занятий. Пусть это будет образ "гантель".
Сам процесс запоминания занимает всего 1 минуту. По- следовательно образуйте связи между следующими парами образов. Соединяйте образы приемом "Цепочка" (образы в парах примерно одинаковых размеров).

гантель + замок
замок + мост
мост + оса
оса + палка
палка + стул
стул + винт
винт + складной нож
складной нож + подъемный кран
подъемный кран + лук
лук + буква "г"
буква "г" + лошадь
лошадь + верёвка

После образования связей сделайте проверку, вспомните цепочку образов. Должны быть сохранены в памяти именно образы. После этого вспомните образы ещё раз и постарай- тесь детально представить само упражнение, соответству- ющее данному образу. Если что-то забылось - подсмотрите. Добившись уверенного припоминания, продолжайте повто- рять образы в течение нескольких дней после запоминания для закрепления связей в мозге. Повторять в мнемотехнике означает "многократно вспоминать".
Иллюстрации взяты из книги Юргена Хартманна, Харольда Тюннеман- на "Современная силовая тренировка", издательство Шпортферлаг, Берлин, 1988 год.

http://se.uploads.ru/t/wWE7P.png

0

7

Кратковременная память

Открыв любой учебник психологии, вы можете прочитать, что кратковременная память человека - семь плюс-минус две единицы (от 5 до 9). Психологи называют число "7" магиче- ским числом. Семь цветов радуги... Семь нот...
Есть классический тест для проверки кратковременной памяти - тест Джекобса. Об этом тесте знает каждый психолог. Тест проводится так.
Испытуемому предъявляются последовательно семь ря- дов цифр, содержащих от 4 до 10 цифр. Ряды составляются по таблице случайных цифр. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прослушивания каждого ряда испытуемый письменно воспроизводит цифры прослушанного ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт повторяется четыре раза. Отвлекающие задания после запоминания ряда не предусмотрены.

Подсчитываются допущенные при припоминании ошибки. По специальной формуле определяются средние характе- ристики объема кратковременной памяти испытуемого. В среднем человек правильно воспроизводит в этом опыте от пяти до девяти цифр.
Я проверил по этому тесту несколько сотен человек. И результат запоминания большинства ближе к пяти цифрам. Некоторые запоминают семь цифр. И совсем немногие - девять.

Формула подсчета результатов в тесте Джекобса огра- ничена числом 10. Предполагается, что никто не сможет запомнить с однократного восприятия более 10 цифр.
Результаты этого теста дают психологам основание утвер- ждать, что кратковременная память человека не превышает пятисеми единиц. Это подтверждено огромным количеством опытов. И вы можете сами себя проверить по этому тесту. И получите аналогичные результаты.

Но... Я сажусь перед компьютером и запускаю программу, которая генерирует случайную последовательность двузнач- ных чисел (от 00 до 99). Время показа числа на экране я могу регулировать сам. Как только нажму на кнопку "Следующее число", на экране появляется другое число. Можно запоми- нать одно число долго, а можно "листать" числа на экране очень быстро. Программка очень простая. Она не только показывает числа, но и подсчитывает результат запомина- ния. Программа учитывает количество запомненных чисел, вычисляет среднюю скорость запоминания одного числа, подсчитывает количество допущенных ошибок при вводе чисел в программу. Эти три показателя обобщаются в одном числе

- "Коэффициенте увеличения способности запоминания". За нормальную способность запоминания принят коэффициент, равный единице. Это соответствует нормальному объему кратковременной памяти человека. Большинство не может запомнить более пяти двузначных чисел на этой программе.
Если я запоминаю десять чисел, то коэффициент будет равен двум - в два раза выше нормы. Если я запоминаю двад- цать двузначных чисел, то коэффициент будет равен четырем - в четыре раза выше нормы. И так далее.

Итак, я включаю эту программу, заказываю себе 100 двузначных чисел, и начинаю запоминать. Вывожу первое число (36), в воображении мгновенно появляется зрительный образ, обозначающий это число (клей). Быстро создаю связь между заранее подготовленным вспомогательным образом и образом числа. Вывожу следующее число 46 (образ "чашка"). Создаю следующую связь между вторым вспомогательным

образом и образом числа. И так, число за числом, запоминаю все сто чисел.
Каждое число показывается на экране только один раз. Нет возможности повторить запоминаемые числа - последо- вательное запоминание с однократного восприятия.
После запоминания нужно решить несколько арифмети- ческих примеров. Это отвлекающее задание. Оно выполняется для того, чтобы вытеснить информацию из кратковременной памяти, которая, как вы уже знаете, может удерживать от пяти до семи цифр.

После правильного решения пяти примеров, программа разрешает вспоминать числа.
Числа нужно вводить в программу строго в той последо- вательности, в какой они предъявлялись при запоминании. Например, если случайно пропустить одно число, то ряд сдви- нется, и все остальные числа будут засчитаны как ошибочные, даже если вы правильно воспроизвели 99 чисел из 100.

Число вводится на клавиатуре и тут же появляется на экране крупными цифрами. У меня ещё есть возможность ис- править это число. Но после нажатия кнопки "Ввод", это число исправить нельзя. Оно введено в программу. Затем набирается следующее число, "Ввод", число "уходит" в программу.
И так, число за числом, я ввожу в программу все 100 чисел.
Как я их вспоминаю? Очень просто. Прогоняю в памяти заранее заученную последовательность вспомогательных образов. На каждом образе вижу образ, обозначающий число. Тот, который я "поместил" туда при запоминании. На первом вспомогательном образе я вижу образ "Клей". Ввожу в программу первое число - 36. На втором вспомогательном образе я вижу образ "Чашка". Ввожу в программу число 46. И так далее.

После введения всех ста чисел, программа показывает результат запоминания. Он следующий. Объем запоминаемой информации - 100 двузначных чисел. Средняя скорость запо- минания одного числа - 3,04 секунды (1,52 секунды на одну

цифру). Количество допущенных ошибок или пропусков - 4.
Это настоящие результаты. Замер своего навыка запоми- нания я специально сделал перед написанием этого выпуска рассылки.
Результаты - так себе (по сравнению с мировыми рекорда- ми запоминания чисел). Но я ведь специально не тренируюсь в запоминании чисел. Можно даже сказать, что вообще не тренируюсь. Программа показала мой рабочий навык запо- минания на настоящий момент времени.
Одновременно с показом результата запоминания, про- грамма выводит усредненный коэффициент. По этому коэф- фициенту очень удобно сравнивать навык запоминания разных людей. Ведь результаты могут быть очень разными. Как по объему, так и по средней скорости запоминания, по количеству допущенных ошибок. Как определить, кто запоминает лучше? Коэффициент, усредняющий эти три показателя, позволяет сравнить навык запоминания разных людей при существенных разбросах объема, скорости, ошибок. Позволяет сравнить с точностью до сотых.

Показанные мною результаты соответствуют коэффици- енту 29,07. Получается, что мой результат запоминания в 29 раз превышает норму, по сравнению с человеком, который может запомнить на этом тесте всего 5 двузначных чисел.
Вдумайтесь в это число. Когда человек обучается печатать на клавиатуре компьютера, то после обучения его скорость печати увеличивается всего в 7 раз (от 50 ударов в минуту одним пальцем до 350 ударов в минуту десятью пальцами). При этом говорят о переходе навыка письма на качественно новый уровень (бывает ещё и количественное улучшение, когда человек стал печатать в два раза быстрее, или в полтора раза быстрее). Но "семь раз" - это новое качество, это новый навык. Здесь уже нельзя говорить, что человек стал печатать быстрее. В данном случае говорят, что один умеет печатать, а другой не умеет. А тут - 29 раз!

0

8

Но ведь это не предел. Объем ограничен только вашим желанием запоминать. Можно заказать программе и 150 чисел, и 200, и 300. Объем не имеет значения. Соответственно объему будет увеличиваться общее время запоминания.
А как же кратковременная память? Как же те 5 единиц, о которых написано во всех учебниках психологии?

Что, у меня феноменальная память? Нет. В школе я учился на тройки-четверки. Так же, как все.
Может быть навык запоминания не дается человеку при рождении? И запоминанию нужно обучаться? Так же как вы обучались в школе чтению и письму? Если бы психологи по- пробовали измерить скорость чтения у человека, который не умеет читать, какие результаты они бы получили? А если бы все люди не умели читать? То тогда нормой была бы способ- ность человека читать по слогам. Так как "психологическая норма" - это результат, показываемый большинством.

Но результаты, демонстрируемые большинством, это не норма для мозга. И если психологи утверждают, что большин- ство не может запомнить более пяти цифр, то это всего лишь значит, что большинство людей просто не умеют запоминать. Нас этому не обучают. И это не значит, что возможности "кратковременной памяти" действительно ограничены маги- ческим числом "7".

Что же на самом деле тестирует тест Джекобса? Есть ли кратковременная память? И каковы её характеристики?
Любой человек, обученный навыку запоминания, знает, что после однократного запоминания 100 двузначных чисел, эти числа не сохраняются в памяти долго. Если созданные при запоминании связи специально не повторять, то большинство чисел забудется в течение одного часа после запоминания.

Обратите внимание, что когда речь идет о кратковремен- ной памяти (запоминание мнемонистом чисел с однократного восприятия), не правильно говорить об объеме! Объем боль- шой. И если и ограничен, то это сотни чисел. Но никак не пять "единиц". Ограничено время сохранения связей. Это время равно примерно одному часу.

Говоря о кратковременной памяти, правильнее было бы говорить о времени сохранения информации в кратковременной памяти, а не об объеме. Время сохранения информации в кратковременной памяти действительно ограничено и равно примерно одному часу. При условии однократного запомина- ния без последующего мысленного повторения информации.
Если запомненные сведения несколько раз повторить мысленно, то образованные в мозге связи закрепляются, и человек может вспомнить числа через день, через два дня, и даже через месяц. Регулярно просматривая запомненные сведения в своем воображении, можно поддерживать инфор- мацию в мозге неограниченно длительное время.Что же проверяет тест Джекобса? На самом деле этот тест проверяет не кратковременную память, а так назы- ваемую "слуховую эхо-память" - способность человека повторить только что услышанное. Слуховой анализатор обладает значительной инертностью. То, что вы восприняли на слух, какое-то время "крутится" в голове, как эхо в горах. Благодаря большой инертности речевого анализатора мы можем повторять короткие фразы (или несколько чисел) сразу после их восприятия. Но факт повторения чисел сразу после их восприятия совсем не говорит о запоминании этих чисел. То, что находится в слуховой эхо-памяти, не попадает в память. И уже через несколько секунд после правильного воспроизведения пяти услышанных чисел, человек не сможет их воспроизвести. Они "вылетают" из головы, вытесняются из слухового анализатора другой воспринятой короткой фразой. Какая же это память? В данном случае правильнее было бы говорить о физиологической памяти слуховой анализаторной системы человека.

На мой взгляд, тест Джекобса проверяет инертность слухового анализатора. У одних людей инертность меньше (сохраняется фраза длительностью в 4 секунды), у других людей инертность больше - сохраняется фраза длительностью в 7 секунд.
Кто-то может возразить, что услышанную фразу можно повторить и через два часа, она сохраняется в памяти. Если фраза на знакомом языке, тогда да. И она действительно сохраняется в памяти. Так как образы, возникающие в мозге под воздействием слов, соединяются. А это и есть автоматическое (непроизвольное) запоминание. При восприятии цифр, обра- зы в голове не возникают, и механизм памяти не срабатывает.
Проведенные мною сопоставления результатов тести- рования по методу Джекобса и на программе, тестирующей запоминание чисел с однократного восприятия, показали, что нет никакой корреляции (взаимосвязи) между физиологиче- ской памятью слухового анализатора и способностью человека запоминать.

Способность запоминать связана с психическими про- цессами "мышление" и "внимание". Именно от развитости этих двух психических процессов зависит память человека, его способность обучаться.
Способность мозга запоминать сильно зависит от того, что мы кушаем. Зависит от химического состава крови. Если перед запоминанием 100 чисел я выкурю несколько сигарет, результаты запоминания будут хуже как минимум в два раза. Появится много ошибок и средняя скорость запоминания увеличится.

Сколько нужно тренироваться, чтобы запоминать 100 чисел с однократного восприятия? Достаточно всего одного месяца регулярных занятий.
Зачем запоминать 100 чисел? Это просто тест, опре- деляющий общее состояние вашего мозга, вашей памяти. Успешное прохождение данного теста говорит о том, что вы сможете запомнить с однократного восприятия 25 телефонных номеров. Так как запоминание одного телефонного номера можно приравнять к запоминанию четырех чисел, к образо- ванию четырех связей между зрительными образами.

Если вы в среднем запоминаете одно число за 6 секунд, значит для запоминания телефонного номера достаточно 24 секунды. Тест на запоминание чисел позволяет оценить ско- рость запоминания других видов информации: телефонов, исторических дат, названий, фамилий, анекдотов, текстов и т.п.

0

9

Нужны ли какие-либо врожденные способности, чтобы научиться запоминать? Нет, нет и нет. Любой нормальный человек способен сформировать у себя навык запоминания за достаточно короткое время.
Однако если есть какие-либо нарушения процессов "Мышление" и "Внимание", мнемотехника может даваться с трудом таким людям. Чаще всего встречается неустойчи- вость внимания (неспособность сосредоточиться), связанная с чрезмерным употреблением стимулирующих веществ и общей интоксикацией (отравлением) организма. В данном случае элементарный контроль над своим питанием позволит значительно улучшить память.

Можно ли запоминать сто чисел на слух? Какая разница? Главное, чтобы числа (или цифры) предъявлялись не слишком быстро. Иначе вы не будете успевать их запоминать. Ведь запоминание - это сознательное действие.
Если человека, обученного технике запоминания, тести- ровать по методике Джекобса, то тест зашкаливает, достигает своего предельного значения - объема памяти, равного десяти единицам. Но 10 цифр - это всего 5 двузначных чисел.

На соревнованиях по мнемотехнике в Кембридже один из видов соревнований - "Произносимые цифры". Нужно запомнить на слух 100 или 200 цифр, соответственно за 100 или за 200 секунд. Разве такое было бы возможно, если бы предельные возможности памяти человека ограничивались числом семь?

Пример цифровых рядов, предъявляемых устно при тестировании объема кратковременной памяти по методу Джекобса
Всего делается четыре пробы. В одной пробе - 49 цифр (25 двузначных чисел). Каждый ряд нужно воспроизвести сразу после его прослушивания.

1 ряд: 2 6 4 9
2 ряд: 7 5 9 6 2
3 ряд: 3 9 2 8 6 4

4 ряд: 6 1 0 8 9 5 1
5 ряд: 9 1 6 7 3 0 5 2
6 ряд: 5 2 9 1 3 6 5 7 4
7 ряд: 4 6 1 0 8 5 2 9 1 7

Чтобы запомнить на слух все цифры в четырех пробах, нужно запомнить 196 цифр или 98 двузначных чисел (цифро- вая информация в мнемотехнике запоминается в основном на основе образных кодов двузначных чисел от 00 до 99).

0

10

Внимание постпроизвольное

Для начала простая аналогия, позволяющая понять, ка- ким образом внимание связано с запоминанием.
Сколько раз вы можете отжаться от пола? За один раз. Пять, десять раз? А может семьдесят? О чём говорит этот тест? Тест на отжимание характеризует силовую выносли- вость ваших мышц. При отжимании важно не количество отжиманий в течение дня. Важно количество отжимания за один подход.

Перенесем эту аналогию на запоминание. Допустим, нужно запоминать последовательность чисел или слов. Анало- гично отжиманию, в тесте на запоминание чисел важно знать, сколько чисел человек может запомнить за один подход, без перерыва, сколько времени может эффективно выполнять операции по запоминанию информации.

Мозг, как и мышцы, быстро утомляется, и объем запо- минаемой информации характеризует силовую выносливость вашего мозга, его способность держать нагрузку. Аналогично тому, как тест на отжимание характеризует силовую вынос- ливость ваших мышц.

При тестировании навыка запоминания основным пока- зателем является объем запоминаемых элементов. Нельзя получить положительную оценку, запоминая всего 50 чисел, даже если все числа будут припомнены без ошибок, и среднее время запоминания будет соответствовать нормативному (в пределах 6-ти секунд). Для получения хорошей оценки нужно запомнить "на одном дыхании" не менее 100 двузначных чисел.

Чтобы запоминать реальную информацию, которая встречается в учебниках, нужно быть готовым запоминать до 300 элементов информации, быть способным качественно образовать в мозге около трехсот связей между образами. У нетренированного человека, внимание которого крайне неу- стойчиво и быстро утомляется, мозг отказывается запоминать очень быстро. Без специальной тренировки устойчивости внимания человек не способен запомнить рабочий объем информации, даже если этот человек владеет мнемотехникой и знает, как нужно запоминать.

Несколько примеров. Чтобы запомнить с помощью мне- монических методов последовательность 50-ти телефонных номеров, необходимо образовать 200 связей между зритель- ными образами - элементами телефонных номеров.
Чтобы запомнить названия 50-ти штатов США, также потребуется образовать от 150-ти до 200 связей между зри- тельными образами - элементами названий штатов.

Для точного запоминания таблицы Менделеева (назва- ния, номера элементов, относительная атомная масса) нужно создать в воображении не менее 600 связей!
Как тренировать внимание? И какие характеристики внимания нужно тренировать? Большинство предлагаемых в литературе упражнений на тренировку внимания кажутся, по меньшей мере, смешными. Существует единственный способ тренировки устойчивости внимания. И вы сами знаете, что это за способ.

Каким образом можно добиться того, чтобы человек стал отжиматься 70 раз? Ответ простой. Нужно каждый день, каждые два дня отжиматься на один раз больше. Тогда через несколько месяцев регулярных тренировок вы сможете от- жаться 70 раз подряд. Никакие таблетки, никакие медитации не позволят вам увеличить силу мышц. Способ один, и вполне очевидный: постоянное наращивание нагрузки, через "не могу". Нужно потеть, нужно заставлять себя, нужно бороться со своей ленью. А как по другому?

Чтобы натренировать устойчивость внимания (силовую выносливость мозга) необходимо каждый день запоминать чуть больше, чем в предыдущий день. Например, если вы тренируетесь на числах, то следует каждый день-два прибав- лять к запоминаемому объему по 10 двузначных чисел. Тогда через пару месяцев тренировок вы выйдите на рабочий объем запоминания, необходимый для эффективного запоминания реальной учебной информации.

Разумеется, здесь речь идет о людях, которые умеют запо- минать числа (или слова) в строгой последовательности. Если человек не владеет техникой запоминания, то тренировать устойчивость внимания не получится. Умение запоминать подразумевается.

0


Вы здесь » Всё обо Всём. » библиотека » Все о памяти и способах запоминания