Как понимается текстовая информация
Текстовая информация сопровождает человека всю жизнь. Читают все. Читают школьники, читают студенты, читают научные работники, читают домохозяйки. В этой ста- тье мы постараемся разобраться в том, как человек понимает тексты.
По собственному опыту каждый знает, что если читаемый текст не понимается, то он и не запоминается. Существуют легкие и сложные для чтения книги, есть интересные книги и неинтересные, скучные.
В каком случае книга становится для человека скучной и неинтересной? Это происходит тогда, когда человек либо не понимает читаемый текст, либо информация в тексте не совпадает с информацией в голове человека.
Прочитайте первый отрывок. Читайте медленно и наблю- дайте за своим воображением.
«Старинные монеты принадлежат к числу наиболее часто встречающихся памятников прошлого. Сама природа монеты такова, что множество одинаковых экземпляров, выбитых из долговечного, стойкого материала, сразу же расходилось среди людей, постоянно меняя хозяев, переходя из рук в руки и повсюду сопровождая человека. До нашего времени сохранилась лишь ничтожная часть существовавшей неког- да массы монет, но и она представляет величину довольно значительную. Только в музеях России хранится несколько миллионов старинных монет, а систематическая коллекция одного Эрмитажа составляет по приблизительному подсчету
более трехсот тысяч различных монет, не считая сохраняемых в неразрозненном виде кладов, а также вторых, третьих и т.д. экземпляров, входящих во все коллекции древних монет».
Прочитайте еще один отрывок текста и снова вниматель- но наблюдайте за своим воображением.
«До сих пор мы исходили из предположения десятилетней давности, что сингулярность фазы может не иметь никакого отношения к механизму циркадианной ритмичности, а быть всего лишь следствием суммирования ритмов с разными случайными фазами в клеточной популяции. Возможно, это и справедливо в отношении нейрогуморальных часов высших позвоночных, но результаты экспериментов с насекомыми и растениями явно опровергают его. А это значит, что сингу- лярная аритмия обусловлена искажением «силы», «энер- гичности», или амплитуды колебаний, циркадианных часов. Следовательно, амплитуда часов так же, как и фаза, поддается подстройке».
Если у вас нет специального физико-биологического образования, то первый текст показался вам намного более понятным, чем второй. И если вы внимательно наблюдали за своим воображением, то вы уже можете самостоятельно сделать вывод о том, почему первый текст понимается хорошо, а второй хуже.
Когда человек читает текст, слова, воспринимаемые гла- зами, попадают в речевой анализатор мозга, где они имеют связи со зрительными образами. Cлова «монета», «экзем- пляр», «люди», «материал», «хозяин» стимулируют появ- ление в воображении соответствующих зрительных образов. Человек видит, что «стоит» за этими словами. Когда вы читали первый отрывок про монеты, параллельно с чтением в вашем воображении возникали группы взаимосвязанных образов. У кого-то зрительные образы более яркие, у других - менее яр- кие. Но если вы поняли содержание первого отрывка, значит, зрительные образы возникали в вашем воображении.
При чтении второго отрывка в ваш мозг попали ранее незнакомые слова: «сингулярность», «фаза», «циркадианная
ритмичность», «нейрогуморальные часы». Что происходит при восприятии таких слов? Либо образы вообще не возни- кают в воображении (связь слова со зрительным образом ранее установлена не была). Либо мозг начинает «метаться» от одного образа к другому, перебирая, например, различные образы, подходящие под слово «ритмичность». В результате чтения такого текста в воображении не генерируется «кино из образов» и мы не можем увидеть то, о чем идет речь.