Всё обо Всём.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Всё обо Всём. » библиотека » Все о памяти и способах запоминания


Все о памяти и способах запоминания

Сообщений 11 страница 20 из 64

11

Что же такое внимание, и в чем смысл его тренировки?
Представьте свое сознание. Объем сознания ограничен. В один момент времени ваш мозг способен генерировать лишь небольшое количество информации. Информация генерируется по стимулам, поступающим в мозг от ваше- го тела, из внешнего мира, из самого мозга. Ваша система связей реагирует не на любой стимул. Если в вашей системе связей нет определенного сочетания "стимул-реакция", то соответствующий стимул игнорируется вашим мозгом: стимул воспринимается мозгом, но реакции не возникает, и система связей не генерирует никакой информации. В сознании (в воображении) не возникают образы.

Такое явление называется "отрицательные галлюцина- ции". Они хорошо прослеживаются у маленьких детей, систе- ма связей которых ещё очень неразвита. Ребенок не реагирует на большинство внешних стимулов, не понимает смысл слов, которые употребляют взрослые.

Сознание постоянно "подпитывается" сигналами от тела и внутренних органов. Оно существует благодаря этим сигна- лам. Если стимуляция сознания прекращается, то сознание перестает функционировать, человек засыпает. Если стиму- ляция коренным образом меняется, то фактически образуется новое, чистое сознание (как у младенца). И человек не спит, но теряет способность анализировать воспринимаемое, ста-

новится похожим на ребенка, который только что родился, с той лишь разницей, что в мозге сохранены автоматические (рефлекторные) связи: речь, счет, рабочие навыки и пр. Привычные стимулы, искаженные изменившимися ощущени- ями от тела, не вызывают в мозге никаких реакций, система связей продолжает функционировать, но не генерирует об- разы в воображение. Анализ воспринимаемой информации блокируется полностью или частично (как под воздействием алкоголя, например).

На память и сознание влияет температура тела. Когда человек болен и температура повышена, можно наблюдать амнезию на запахи и вкус. Привычные стимулы искажаются, и мозг не генерирует в сознание вкусовые и обонятельные представления, или такие представления становятся новыми, "чужими", вкусовые ощущения меняются.

Когда температура тела понижается - а это происходит при недосыпании - воспринимаемые стимулы искажаются и перестают подпитывать систему связей мозга. Человек на- чинает засыпать, сознание отключается. По этой же причине хочется спать и при повышении температуры тела. (Такой взгляд на сознание и амнезии (провалы в памяти) является спорным, но примерно такие же идеи можно найти у Т.Рибо.)

Развивая эту тему дальше, мы могли бы уйти слишком далеко от мнемотехники в область гипноза, НЛП, психоло- гии установки. И мы возвращаемся к теме "Внимание" и к мнемотехнике.

Итак, ваше сознание существует благодаря непрерывно- му потоку стимулов, которые, воздействуя на вашу систему связей, запускают в мозге генерацию образов, слов, движений.
От чего зависит содержание вашего сознания в данный момент времени? Очевидно от того, какие стимулы преоблада- ют. Если у человека болит зуб, то преобладает импульсация от внутренних органов (от тела). Она мощная и забивает другие импульсы. В вашем сознании настойчиво появляются образы лекарств, полосканий, зубного врача. И очень трудно заста- вить себя что-нибудь воспринимать (читать) или выполнять какие-либо внутренние действия (анализ, воспоминания).

Можно привести много других примеров того, как сигна- лы от внутренних органов полностью завладевают сознанием: чувство голода, чувство жажды, половой инстинкт, инстинкт самосохранения. Подобные сигналы определяют содержание воображения, система связей выдает на внутренний экран образы и действия, необходимые для снятия внутреннего на- пряжения. Если такие сигналы являются достаточно мощными и продолжительными, они способны буквально захватить весь мозг. Возбуждение от одного центра в мозге способно распространиться на другие центры. Если настойчиво "эксплу- атировать" мигательный рефлекс, подавая струю воздуха жи- вотному в глаз, то через некоторое время кроме мигательного рефлекса начнут включаться и другие рефлексы, мозговые центры которых находятся рядом с центром мигания. Полу- чив необходимые реакции, их можно быстро зафиксировать, просто прекратив издеваться над животным.Этот вопрос достаточно хорошо изучен психологией. Рас- смотренное выше явление психологи называют доминантным очагом возбуждения (Ухтомский). На основе формирования доминантного очага возбуждения можно формировать у животного (и у человека) необходимое поведение. Научное название - "эндогенные рефлексы" (Павлыгина).

Кроме сигналов от тела в мозг постоянно поступает поток импульсов извне: воспринимаемые образы, звуки, музыка, речь, запахи, вкус. Стимулируя вашу систему связей, эти сигналы пытаются пробиться в сознание, создать в вашем во- ображении комбинации образов. Вспомним, что в психологии под словом "образ" понимаются не только зрительные образы, но и представления, создаваемые другими анализаторными системами мозга.

Самый простой способ проникнуть в сознание человека в современной "риторике" - это включить усилители на всю мощь. Именно таким нехитрым техническим приемом неко- торые политики без труда завладевают сознанием большого количества людей в залах и на улице.

0

12

Третий мощный поток импульсов, который постоянно стимулирует систему связей мозга, создавая через неё "свои образы" в воображении - это сигналы из самого мозга. Слу- чайно возникшее в голове воспоминание способно увести человека далеко от выполняемой задачи, человек погружа- ется в мир "грез". При этом он частично отключается как от внешних стимулов, так и от сигналов от тела (снижается критичность мышления). Ведь сознание не может быть за- нято одновременно всем сразу, объем генерируемой мозгом информации сильно ограничен. Именно таких мечтателей любят подлавливать на улице цыгане, так как человек уже находится в полусознательном состоянии, плохо анализирует внешние стимулы.

Тренировка внимания заключается в том, чтобы научиться контролировать направленность своего внимания (на сигналы от тела, из внешнего мира, из самого мозга) и научиться удер- живать внимание на нужных стимулах достаточно длительное время.

В мнемотехнике запоминание и припоминание осущест- вляется в воображении. Запоминающий человек работает с сигналами, поступающими из мозга. Другие сигналы (от тела, извне) должны быть в этот момент максимально ослаблены, чтобы не мешать операциям с образами при запоминании и припоминании.

Почему так трудно сосредоточить внимание на своем воображении? В психологии есть понятие "врожденная не- устойчивость внимания". Как будто в голове вмонтирован генератор случайных мыслей и образов. Хотим мы или нет, но мозг самопроизвольно производит переключение каналов восприятия, стимулирующих нашу систему связей.

Это будет понятнее на следующем примере. Представь- те себе часы с одной стрелкой. В один момент времени эта стрелка (направленность внимания) может быть направлена на что-то одно. Она то поворачивается в сторону сигналов от внутренних органов, то переключается на сигналы из внешне- го мира (звуки, слова, образы), то поворачивается в сторону сигналов от мозга (в сознании появляются образы памяти, внутренняя речь (мысли), музыка, слова песни).

В моем понимании сознание - это то же самое, что и во- ображение. Но сознание включает в себя воображение. Если в воображении воспроизводятся только зрительные образы, то в сознании воспроизводятся представления других анали- заторов: звуки, запахи, прикосновения...
Природная неустойчивость внимания заключается в том, что эта "стрелка направленности внимания" скачет независи- мо от вашего желания.

Психологи выделяют четыре группы людей, с разной сте- пенью природной неустойчивости внимания. Другие словами, неустойчивость внимания - характеристика генетическая. Есть люди, от природы способные быстро сосредотачивать- ся на выполняемом задании и легко поддерживать внимание длительное время.

Противоположная группа людей очень долго готовится к выполнению задания, и когда, наконец, решается его начать, тут же отвлекается от его выполнения. Между двумя край- ностями есть градации. Я думаю, что число "четыре" - это всего лишь дань традиции, идущей от Гиппократа и Галена (древняя теория темпераментов). При желании можно было бы проградуировать неустойчивость внимание более детально.

Вот мы и подошли к основному смыслу тренировки вни- мания. Натренировать устойчивость внимания - значит, взять под контроль врожденную неустойчивость внимания, добиться в процессе тренировки того, чтобы быстро сосредотачиваться на выполняемом задании и поддерживать это состояние мак- симально длительное время.

Человеку, который учится сознательному запоминанию, важно научиться сосредотачиваться на сигналах от собствен- ного мозга, игнорируя при этом сигналы извне и от собствен- ного тела. Как это делается технически, мы уже разобрали: постепенное увеличение нагрузки на мозг, постоянное увели- чение объема запоминаемой (и припоминаемой) информации. При этом максимальный эффект дают упражнения на припоминание информации, так как сосредоточить внимание в этом случае гораздо сложнее, чем при запоминании.

0

13

Не опасна ли такая мощная концентрация внимания? Не "пахнет" ли здесь шизофренией? Признаком шизофрении является аутизм - патологическое избегание любых контактов с людьми. Если вы не общаетесь со своими соседями, потому что соседи - законченные алкоголики или идиоты, это не яв- ляется признаком шизофрении. Но если человек забивается в угол, и с опаской молча смотрит на окружающих - это явное заболевание.

Мощная концентрация внимания опасна другим. Когда внимание сосредотачивается на процессе припоминания (прогонка в воображении десятков или даже сотен образов), притупляется восприятие внешних стимулов. Глаза видят, но мозг не анализирует - сознание занято припоминаемой информацией. Поэтому крайне нежелательно выполнять мнемотехнические упражнения за рулем автомобиля.

Тренируя внимание, вы не рискуете "зациклиться" на воспоминаниях. Наоборот, вырабатывается способность це- ленаправленно и очень быстро переключать свое внимание то на припоминание информации, то на анализ воспринимаемой информации из внешнего мира.

До какого предела можно тренировать внимание? Пре- дел этот есть и он вполне достижим. Когда нагрузка на мозг постоянно увеличивается, на каком-то этапе мозг сдается и включает резервные механизмы. Это похоже на второе ды- хание в спорте.

Такое же второе дыхание открывается и при увеличении нагрузки на мозг. В психологии это состояние называется "постпроизвольное внимание". Характеристика постпроиз- вольного внимания: состояние, при котором внимание легко удерживается на выполняемом задании длительное время и при этом не возникает утомления.

Постпроизвольному вниманию дается определение в пси- хологии, и ничего магического, следовательно, в этом явлении нет. Признанный официальной наукой факт.

На физиологическом уровне мозг, при постоянном уве- личении нагрузки, начинает защищаться и сам себя стимули- рует - вырабатывает определенные наркотические вещества, снижающие утомляемость.

Состояние сверхпроизвольного внимания включается сразу, как выключателем и сохраняется ещё несколько часов после прекращения активной умственной деятельности. Че- ловек, находящийся в этом замечательном состоянии внешне выглядит как в состоянии легкого опьянения, глаза блестят. Внутреннее это состояние ощущается как состояние необык- новенной легкости в теле, необыкновенной ясности сознания. Образы становятся яркими, внимание удерживается легко, память работает необыкновенно четко.

Вот она - цель тренировки внимания: усилием воли бы- стро включать состояние вдохновения, творческого подъема, сверхконцентрации. Без этого мнемонические методы будут даваться с трудом. Можно, конечно, запоминать информацию и без должной тренировки внимания. Но чтобы эффективно запоминать большие объемы информации, необходимо пройти систематический курс тренировки, направленный, в первую очередь, на выработку устойчивости внимания.

В искусстве запоминания владение техникой запомина- ния и тренировка устойчивости внимания распределяются примерно поровну, пятьдесят на пятьдесят. Часто достаточно "поправить" школьнику устойчивость внимания, чтобы он стал учиться на пятерки, вообще безо всякой мнемотехники.

Интересно отметить и то, что люди, проходящие курс скорочтения после прохождения курса мнемотехники, показы- вают на контрольном тесте результаты в среднем в три-четыре раза выше (12000 знаков в минуту), чем средние результаты в группе (3500 знаков в минуту). Без сомнения, это связано с предварительной тренировкой визуального мышления (вос- приятие текста без внутреннего проговаривания) и с высокой устойчивостью внимания.

Обобщим вышеизложенное.
Сосредоточению мешает врожденная неустойчивость

внимания. Цель тренировки внимания - достижение высо- кой устойчивости внимания, формирование способности непрерывно выполнять умственные действия на протяжении длительного времени. Это достигается плавным увеличением нагрузки на мозг, путём постепенного увеличения объема за- поминаемой информации. Основной тренировочный эффект дают упражнения на припоминание.
Для достижения состояния постпроизвольного внимания необходимо довести объем запоминаемых и припоминаемых элементов (двузначных чисел, образов) примерно до 200-300.
С этим состоянием наверняка знакомы преподаватели и актеры, люди, которые по роду своей деятельности напрягают свою память длительное время, по 2-3 часа непрерывно.

0

14

Фокусы тестирования

Помню, как я сдавал выпускные экзамены в средней школе. Типично это или нет - судить вам.
На экзамене по литературе спросили: "Читал "Престу- пление и наказание" Достоевского?" Я честно ответил, что не читал. "Садись, три".

А вот государственный экзамен по физике. Преподаватель раздал билеты, сел за учительский стол и многозначительно стал смотреть в окно. Все дружно достали учебники, положили их на колени и стали списывать.

Единственно честным был экзамен по математике. Но нас так натаскивали несколько месяцев на решение типичных задач, которые могут быть в контрольной работе, что трудно было их не решить.

Можно понять школьных преподавателей, которые обязаны выполнять план по успеваемости. Можно понять школьников, которые ещё не совсем понимают, зачем учат- ся. Где-то я читал, что мозг заканчивает свое формирование только к 25-ти годам. Многие начинают учиться сознательно именно с этого возраста.

В школе, на курсах наблюдается удивительно постоянная пропорция. Девяносто к десяти. Только десять процентов людей в учебной группе способны качественно усвоить из- учаемую дисциплину. Остальные 90 процентов испытывают трудности при обучении, воспринимают обучение как не- приятную необходимость: необходимость получить аттестат, необходимость получить диплом, необходимость получить

водительские права. Другими словами, для 90 процентов людей процесс обучения и сами знания не представляют цен- ности, им нужен результат обучения - разрешение ездить на автомобиле, например.

Вот статистика по учебной группе в автошколе, в кото- рой я обучался когда-то. Из 30 человек сдали теоретический экзамен по правилам дорожного движения только 15. Из них фигурное вождение (развороты, заезд в гараж) - 7 человек. Из них вождение по городу - 3 человека.

В учебной группе в классе машинописи действительно отличные результаты показывают 2 человека из 20.
В школьном классе из 30 человек не более трех отлич- ников.

Соотношение 90 к 10. Но учить-то нужно всех! И если честно проводить тестирование, то получатся очень печальные результаты. И кто будет виноват? Преподаватель, который не может научить учеников.

Вот и появляются фокусники-методисты, основная за- дача которых устроить тестирование или экзамен так, чтобы как можно большее количество учеников смогли получить положительные оценки. А если учащиеся и так смогут сдать тесты на отлично, зачем тогда тратить время на серьезное обучение, зачем перегружать головушки этих 90 процентов людей, которые, если бы была возможность, вообще бы нигде не учились. Но учиться приходится, при устройстве на работу могут потребовать документы об образовании.

Вот мы и получаем то, что имеем. Преподаватели делают вид, что учат. А школьники и студенты делают вид, что учатся.
И только бизнесмены быстро сообразили, что требует- ся обществу. Учащимся нужны документы об образовании, преподавателям - хорошие зарплаты. И появилось огромное количество курсов, школ, вузов, где можно получить желанное свидетельство с минимальными затратами труда и времени на само обучение.

Успешные учебные заведения вытесняют с рынка обра- зования "неумных" преподавателей, которые ещё по старинке
пытаются "мучить" студентов никому ненужными теориями, заставляют решать задачки, слишком сильно придираются на зачетах и экзаменах. Ученики получают двойки, и недоволь- ные родители переводят своих отпрысков в другие школы, где более "качественное" обучение, где их детям за деньги будут ставить положительные оценки.

А куда же деваться тем десяти процентам, которые дей- ствительно хотят получить образование, а не корочку? Тут, как говориться, спасение утопающих, дело рук самих утопающих.

0

15

В первую очередь нужно трезво оценивать учебное за- ведение, в котором это самое образование предполагается получать. Оценить качество обучения можно в первую очередь по процедуре тестирования. Чем тестирование проще, тем больше вероятность низкого качества обучения.

Нельзя чему-то обучиться хорошо за коротких срок, ни- чего при этом не делая, не напрягая головушку. Качественное обучение подразумевает длительный срок обучения и необхо- димость выполнять сложные упражнения.

В 1980-е в школах ДОССАФ курс автодела (водительские права) длился 8 месяцев. А для получения специальность "телеграфист" (слепой метод письма) нужно было учиться 2 года! И в наше время есть качественные курсы. Например, в Школе Программирования, для освоения веб-программиро- вания нужно учиться не менее 8-ми месяцев.

Давайте посмотрим, какие фокусы можно использовать для создания иллюзии качественного обучения.

Фокус первый

Контрольные вопросы подбираются так, что на них можно ответить, ничего не читая. Вопросы подбираются в соответ- ствии с фоновыми знаниями большинства людей: информа- ция, пережевываемая с утра до вечера СМИ, своеобразная информационная жвачка.

Как фамилия первого космонавта? Какое самое боль- шое морское млекопитающее? Какие животные вымерли в ледниковый период? Самый распространенный овощ? Кто президент Америки?

Если правильно подобрать текст и контрольные вопросы по тексту, то любой человек сможет ответить на все вопросы по тексту, вообще не читая его. Или прочитав (просмотрев) текст очень быстро.

Фокус второй

Дается вопрос и несколько вариантов ответов на него. Один ответ правильный. По существу, дается вопрос и ответ на него же.

Кто впервые обнаружил электроны в атомах? (Менделе- ев, Эйнштейн, Томсон)

Если вы хотя бы просмотрели учебник один раз перед экзаменами, вы легко сможете выбрать правильную фамилию. Если ученик не может ответить на такой "тест", это значит, что ученик вообще не открывал учебник физики за весь период обучения в школе. (Правильный ответ: Томсон)

Фокус третий

Никогда не спрашивать точные сведения. Это разве мыслимо, спрашивать школьника в каком году Томсон открыл электрон? (1897).

Вполне удовлетворит примерно такой устный ответ. "Ка- кой-то там английский ученый, примерно в конце 19-го века внес значительный вклад в развитие наших представлений об устройстве микромира и положил начало современной квантовой физике".

Фокус четвертый

Давать решать задачки. Решение задачек не требует способности запоминать и вспоминать. Необходимые данные находятся на листке, перед носом. А формулу подсмотрят в шпаргалке, когда преподаватель отлучиться из класса или подойдет рассмотреть свое отражение в окне.

Фокус пятый

Сделать тест очень маленьким по объему, что бы и без специального обучения его можно было выполнить очень хорошо (в пределах фоновой способности запоминать). На- пример, запомнить 20 слов. Учились вы технике запоминания,
или не учились, вы одинаково хорошо запомните 20 слов.

Фокус шестой

Дать на выбор один билетик из нескольких десятков. А затем ещё дать время на письменную подготовку ответа (дать возможность списать). В это время у преподавателя начина- ются отрицательные галлюцинации на шпаргалки.

Мало того, что ученики спишут ответ на вопросы билета. Конечно, спишут. Но откуда берется уверенность, что если ученик ответил на вопросы одного билета, то он так же хорошо знает ответы на остальные билеты?

Вы можете возразить. Какие же это фокусы? Разве не так сдают зачеты и экзамены на курсах, в школах, в институте? А как ещё можно проверять знания?
Можно. Если это зачет по небольшому объему инфор- мации, то ученикам можно раздать чистые листы бумаги и попросить написать всё, что они знают по теме "Атомная физика". Больше фамилий, дат, формул, постоянных величин. И поменьше "воды".

Если объем информации большой, тогда преподаватель может устроить устный опрос (собеседование) по всему кур- су физики. В процессе опроса будет видно, как ученик знает предмет.
Или, в конце концов, давать вопросы без откровенных подсказок на них: "Расскажите о Резерфорде и его вкладе в атомную физику". "Расскажите всё, что знаете о Дж.Томсоне".

Можно делать и более жесткие тесты. Но они могут быть использованы только для лиц, прошедших специальное обу- чение технике запоминания. Такие тесты подразумевают не только выписывание информации из головы на чистый лист бумаги, но требуют также полноты воспроизведения и точного воспроизведения последовательности информации.

Вот как, например, проходит тестирование по курсу "Ваша первая база данных" - базовый курс мнемотехники, обучающий запоминать 25 основных видов информации.
В процессе обучения учащиеся запоминают несколько

машинописных листов с точными сведениями. На примере запоминания этой информации изучаются разные техники запоминания. Запоминаемая информация пронумерована. Это делается не ради спортивного интереса, а для того, чтобы в конце обучения можно было проверить способность учеников припоминать информацию не только последовательно, но и выборочно.

0

16

Но вопросы при проверке запоминания в мнемотехнике не допускаются. Как же проверять качество запоминания?
Либо предложить выписать всю информацию последова- тельно в полном объеме - что очень долго (требуется несколь- ко часов). Либо при выборочном опросе ученику предлагается выписать из своей памяти сведения под определенными но- мерами. Например, записать информацию, которая находится в памяти под номером 3.2.1. Вместо вопроса (который есть подсказка) дается номер информации. Заодно проверяется способность просматривать свою память и быстро искать в ней нужные сведения.

Использование на курах мнемотехники привычных те- стов, вызывает недоумение у учеников. Так как любой вопрос - это прямая подсказка. Например: "Какое событие произошло 25 сентября?" Если информация ранее запоминалась, человек мгновенно вспоминает её целиком по части (содержащейся в вопросе): 25 сентября 1396 года произошло Никопольское сражение.

Возможны даже совершенно невероятные вещи, с точки зрения привычной всем педагогики. Достаточно назвать чис- ло 176 и указать область знания, мнемонист (если он ранее запоминал эту информацию, разумеется) способен найти в своей памяти связанные с этим числом сведения.

Например: 1,76 умноженное на 10 в минус одиннадца- той степени (кулон, деленный на массу) - это физическая постоянная, отражающая удельный заряд (отношение заряда электрона к массе), установленная Дж. Томсоном, английским физиком, открывшим электрон в 1897 году. Описывается в 29 параграфе учебника физики для заочной школы. Название

параграфа: "Атомная физика. Опыты Резерфорда".
Если привычные методы тестирования кажутся очень простыми, то стандарты качества запоминания, устанавли- ваемые мнемотехникой, кажутся не просто сложными для большинства преподавателей школ, но просто невозможными. И именно учителя препятствуют внедрению мнемотехники в учебный процесс. Когда они видят школьника, точно пере- сказывающего параграф из школьного учебника физики или истории, в глазах учителей возникает самый настоящий ужас.

Я лично видел эти глаза неоднократно. Учителя так при- выкли к полному отсутствию способности запоминать, что нормальная память ученика (не в смысле "норма", а в смысле "нормальная") вызывает шок. Так сильно она контрастирует с фоновыми способностями в классе.

Учителей научили в пединституте, что нормальный человек не может ничего запомнить. Это написано во всех учебниках психологии. Такое улучшение памяти должно рас- цениваться как заболевание. Именно поэтому преподаватели пугаются. Не заболел ли школьник? Пересказывает текст без нарушения последовательности абзацев, выдает наизусть фамилии, даты жизни, формулировки, постоянные величины.
А когда понимают, что не заболел, и видят насмешли- вые глаза ребенка, тогда начинаются конфликты. Учитель начинает чувствовать себя неуютно, так как искренне не понимает, как ребенок умудряется так хорошо запоминать. И уже подсматривать в конспект становится неприличным при проведении урока. Дети начинают ехидно улыбаться. Вот, мол, а ещё высшее образование у тёти, а как работает собственная голова - не знает.

Те 10 процентов, которые учатся сознательно и станут применять мнемотехнику в учебе, быстро оценят преимуще- ства существующей системы тестирования знаний, и будут учиться исключительно на пятерки. Так как учиться в школе после освоения мнемотехники - равнозначно подниманию килограммовой гирьки после 50-ти килограммовой штанги.
Главное - не переусердствовать, чтобы не шокировать

преподавателей, особенно пожилых. Ведь у нас любое откло- нение от большинства считается заболеванием. Даже непью- щий человек вызывает подозрение. Может печень больная?
Позволю себе дать небольшой совет школьникам и студентам. Пользуйтесь тем, что в школах и институтах ещё используются такие простые системы тестирования знаний. Когда методисты "въедут", на что способна голова каждого школьника, они сделают такие жесткие экзамены, что даже с мнемотехникой придется попотеть.

0

17

Эффективные и неэффективные приемы запоминания

Тема этого выпуска - эффективность приемов запоми- нания. Книг по психологии памяти и о тренировке памяти написано много. Примечательно, что собственно тренировке памяти посвящены научно-популярные книги, издаваемые различными школами, в которых читаются курсы по развитию памяти.

http://se.uploads.ru/t/CBmQ0.png

Профессиональные психологи (в стенах лабораторий, ин- ститутов) больше интересуются не методами развития памяти, а проблемой амнезий - провалами в памяти. Например, почему человек забывает позвонить своему приятелю в назначенное время, почему иногда трудно найти ключи, которые вы сами же куда-то положили, почему не вспоминается название, ко- торое при напоминании оказывается хорошо знакомым, как влияет на память электрошоковое воздействие, различные химические вещества, введенные в организм. Многие подобные опыты проводятся на животных, в основном на крысах. И результаты таких исследований публикуются под общим названием "Психология и нейрофизиология памяти". Одна- ко следует понимать, что хотя такие эксперименты и имеют большое значение, в частности для лечения болезненных нарушений памяти, но вряд ли могут быть использованы в целях улучшения процесса когнитивного (познавательного) обучения человека.

Поэтому в данной статье речь будет идти большей частью о приемах запоминания, описываемых в научно-популярной литературе по развитию и тренировке памяти. Так как именно эта литература ориентирована на здоровых людей, желающих улучшить свою память. Часто научно-популярные книги о па- мяти пишут психологи, имеющие большое количество научных работ по теме "память".

Допустим, вы купили книгу по развитию памяти. Как определить, являются ли представленные в ней приемы запо- минания эффективными? Часто можно встретить такие взгля- ды на эту тему: мол, что неэффективно для одного человека, может оказаться эффективным для другого. У одних людей лучше развито логическое мышление, у других - образное. Поэтому и приемы запоминания каждый должен подбирать индивидуально. Может быть…

Интересно, что в книгах по развитию и тренировке па- мяти приемы запоминания никогда не обосновываются, не подвергаются экспериментальной и теоретической проверке. С чем это связано? С тем, что нет критерия для проверки эф- фективности приемов запоминания, нет представления о том, что такое память вообще, как она работает. Хотя, как будет показано дальше, понимание механизмов памяти позволяет выводить эффективные приемы "на кончике карандаша".

Возьмем для анализа небольшую цифровую таблицу, со- ставленную из случайной последовательности нулей и единиц. Психологи любят такой материал для запоминания, так как "нормальная" память не может запомнить более пяти-девяти единиц информации, и человек для запоминания вынужден использовать те или иные приемы запоминания.
Вот таблица для анализа разных способов запоминания.

0110011010

1011000100

1000101010

Способ первый

Первый способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память. Якобы есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время моз- гом, как фотография. И есть даже школы развития памяти, которые пытаются обучать такому умению.

Когда говорят о феноменальной памяти, часто имеют в виду именно такой способ запоминания информации. И мно- гие исследования психологов были направлены на выявление механизмов эйдетической памяти и способов её развития.
В частности, хорошо известный всем Шерешевский заяв- лял исследовавшим его психологам, что он запоминает именно так, что продолжает видеть в своем воображении таблицу с цифрами. И хотя строгие опыты показали полное отсутствие у Шерешевского эйдетических способностей, психологи, судя по их книгам, поверили Шерешевскому, поверили, что он был способен видеть в своем воображении информацию, подобно фотографии.

Правильная мнемоническая техника запоминания позво- ляет очень быстро запомнить такую табличку. И возникает вопрос: как экспериментатор проверяет способ запоминания? Он ведь не может заглянуть в мозг другого человека! Оста- ется верить словесному описанию подопытного о способах запоминания. И тут все зависит от честности человека (или от его чувства юмора).

Возможно ли запоминание аналогичной информации

на основе эйдетической памяти? Хотите, попробуйте сами. У меня есть веские основания сомневаться, что кто-нибудь способен увидеть такую цифровую табличку в своем вообра- жении как фотографию.

Но усилия исследователей-психологов в этом направле- нии понятны. Как было бы хорошо, ничего не делать, ничему не учиться, а только посмотреть на страницу текста один раз и затем воспроизвести её фотокопию в своем воображении!
А как же эксперименты с детьми-эйдетиками? Дети-эй- детики запоминали картинки, а не знаковую информацию, которая не вызывает образного отклика в мозге. И картинки достаточно простые, состоящие из небольшого количества образов. Правильное рассматривание картинки (остановка взгляда на местах соединения образов) позволяет запомнить картинку хорошо и без эйдетической памяти.

Способ второй

Этот способ запоминания приписывают людям с "худо- жественным складом ума". Можно попытаться запомнить табличку, мысленно вырезав из неё нули и оставив только единички. Вот так.

_11__11_1_
1_11___1__
1___1_1_1_

Оставшиеся единички образуют какой-то рисунок (об- раз), запомнив и воспроизведя который, человек реконстру- ирует табличку - подставит в дырки нули.
Много ли табличек можно запомнить этим способом? А если табличка будет объемом в машинописную страницу? Эффективность данного способа запоминания очевидна.
Способ третий
Это наиболее любимый способ запоминания в книгах по психологии памяти. Способ основан на укрупнении запомина- емых единиц и, таким образом, на уменьшении их количества.

01100-11010

10110-00100

10001-01010

Действительно, личный опыт каждого подсказывает, что гораздо проще запомнить телефонный номер 3452378, разбив его на части: 345-23-78 (было 7 единиц, а стало всего 3).
"Облегчает" ли такой способ процесс запоминания? Вот именно, что облегчает, не более. Но вряд ли можно назвать такой способ эффективным, когда речь идет о нормальном объеме запоминаемой информации, например, о запоминании телефонной книжки.

Способ четвертый

Можно не только разбить табличку на более крупные бло- ки. Можно попытаться составить эти блоки из чисел, которые легко запомнить (в мнемотехнике это называется "Приемом привязки к хорошо знакомой информации").

011-0-011-010

101-1000-100

1000-10-10-10
Так как в этом способе используются какие-то элементы настоящей мнемотехники, запомнить табличку становится действительно легко. Но как быть с увеличением объема запоминаемой информации? И как долго вы будете помнить табличку?

Способ пятый

Некоторые психологи на полном серьезе предлагают как способ запоминания насвистывание запоминаемой информа- ции. Нужно "положить" цифры (как стихи) на какую-нибудь мелодию.

0110011010

1011000100

1000101010

"Ноль, один, один. Пауза. Ноль, ноль, один, один. Пауза... В результате образуется ритмический рисунок, который,
несомненно, поможет запомнить табличку. Но я бы не стал называть такой способ запоминания эффективным и, тем более, мнемотехническим.

Способ шестой

Можно разделить таблицу на пятизначные числа и пре- образовать каждое двоичное число в десятичное число. Тогда таблица запоминается гораздо легче.

01100 (12) 11010 (26)
10110 (22) 00100 (04)
10001 (17) 01010 (10)

Способ, в принципе, хороший. Запомнить последова- тельность 12-26-22-04-17-10 совсем легко. Но как быстро преобразовать двоичные числа в десятичные? Допустим, вы этому научились. Но авторы не дают способа запоминания самих десятичных чисел. А если десятичных чисел будет не 6, как в примере, а 66? А как их сохранять в памяти длительное время? А как насчет
воспроизведения последовательности?

Способ седьмой

Можно разбить таблицу на цифры и составить слова и фразы из букв, соответствующих цифрам: 0 - нм, 1 - гж. Такой способ запоминания числовой информации (телефоны, исто- рические даты) рекомендуется практически во всех книгах по тренировке памяти. Живучесть этого "метода" в литературе невероятная! Лучшего способа напугать школьника мнемо- техникой и не придумаешь.

0-1-1-0-0-1-1-0-1-0
1-0-1-1-0-0-0-1-0-0
1-0-0-0-1-0-1-0-1-0

НоГа (0-1) ГНома (1-0) НаГло (0-1) ГаНтель (1-0) ЖМет (1-0) ...
Да, такой способ запоминания требует изобретатель- ности, прямо поэтического дара! Правда рекомендуется он, как было сказано, в основном для запоминания телефонных номеров и исторических дат.

Способ восьмой

Уже становится тепло. Приближаемся к мнемотехнике. Можно разбить запоминаемую таблицу на ряд двузначных чисел и преобразовать повторяющиеся числа (элементы) в образные коды (образный код - это зрительный образ, закре- пленный за определенным числом).

01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10

Получается комбинация всего четырех элементов: 00, 01, 10, 11.
Для эффективного запоминания числовой информации нужно заранее выучить образные коды двузначных чисел. В данном случае хотя бы четыре кода: 00 - бочки, 01 - еж, 10 - огонь, 11 - Гагарин.
Теперь можно попытаться составить рассказ (метод историй) - излюбленный способ запоминания практически во всех книжках по тренировке памяти. Например: еж (01) поднес зажигалку (10) к другому ежу (01) и зажег на нем два костра (10-10)...

0

18

Несмотря на абсурдность этого метода, он помогает запо- минать. Правда авторы не осознают и не объясняют, почему происходит запоминание. А запоминается потому, что слова предложения рефлекторно вызывают зрительные образы в воображении, и образы эти самопроизвольно связываются друг с другом. А это и есть процесс памяти для мозга (произ- вольное или непроизвольное соединение образов).

Способ девятый

Уже почти мнемотехника. Но пока не осознаются тонко- сти работы памяти. Как и в предыдущем способе, разбиваем таблицу на двузначные числа, и при запоминании преобразуем их в образные коды.
01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10

Образные коды соединяются в воображении цепочкой (без составления рассказа, истории): на еже - огонь, на огне - еж, на еже - огонь, на огне - огонь...
Очевидно, что повторение образов приведет к путанице. А на самом деле - к стиранию связей уже на этапе запоминания. Поэтому авторы, рекомендующие такой способ запоминания, вынуждены советовать подбирать для одного числа несколько разных образных кодов. Но это снижает скорость запоминания и при увеличении объема информации не спасает - образы неминуемо начнут повторяться.

Способ десятый

Это уже почти правильная мнемотехника. В этом способе нужно знать образные коды чисел от 01 до 99. Сами образные коды используются как "вешалки". И запоминаемые образные коды последовательно соединяются с "вешалками".

01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10

1. 01 (на еже еж)
2. 10 (на яде огонь)
3. 01 (на ухе еж)
4. 10 (на чае огонь)
5. 10 (на обоях огонь)

...
Такой способ запоминания достаточно рационален, он обеспечивает хорошую скорость запоминания и большой объ- ем (до 100 чисел). Но если нужно запомнить 300 чисел? Тогда "вешалок" не будет хватать. А если вы захотите запомнить на "вешалки" другую информацию, тогда предыдущие сведения будут стерты из памяти.
Поэтому такой способ запоминания подходит лишь для

тренировок и для демонстрации "фокусов" с памятью.
Способ одиннадцатый
Мнемотехнический способ запоминания (общий случай запоминания длинного числового ряда).
В этом способе мы будем исходить из понимания того, что запоминание для мозга - это образование связей. А соединить числа с чем-то мы можем только тогда, когда преобразуем числа в образные коды (процесс кодирования). В этом случае процесс запоминания (соединение в воображении нескольких элементов информации) можно полностью контролировать.

Образные коды должны быть фиксированными, всегда одинаковыми. В противном случае вы не сможете искать в своей памяти информацию с одинаковыми элементами. Фиксированные образные коды гораздо легче запоминаются и припоминаются.
Соединять образные коды вместе не рекомендуется, зна- чит, для долговременного запоминание не подойдут в качестве "вешалок" сами образные коды (как в предыдущем примере). Тогда для фиксации последовательности образных кодов необходимо заранее (или в процессе запоминания) создать четкую последовательность вспомогательных образов. Проще всего это сделать методом Цицерона (см. учебник и словарь мнемотехники на сайте).

Для формирования системы опорных образов можно ис- пользовать комбинацию любых методов запоминания после- довательности. Метод Цицерона не самый рациональный, так как часто трудно "найти" в квартире или на улице необходимое количество образов.

01-10-01-10-10
10-11-00-01-00
10-00-10-10-10

Вспомните входную дверь своей квартиры и соедините с ней ежа (в дверь вмонтирован еж). Вспомните выключатель в коридоре и соедините с ним образ "огонь" (выключатель горит). Вспомните вешалку в коридоре и соедините с ней образ

"еж" (на вешалке - еж). И так далее.
Образы могут часто повторяться, это не испортит запо- минание. Главное, чтобы не повторялись вспомогательные (опорные) образы.
Способ двенадцатый
Наиболее рациональный способ запоминания именно этой таблички.
Запоминаемая табличка должна рассматриваться нами не как случайная последовательность чисел, а как отдельная информация, состоящая из нескольких элементов. В практи- ческих целях не приходится запоминать подобные таблички. В основном запоминаемая числовая информация это: теле- фонные номера, пароли, исторические даты, данные таблиц, числа в тексте. Числа всегда с чем-то связаны. Так, числа телефонного номера всегда связаны с "хозяином" телефонного номера, числа даты всегда связаны с событием.

Анализируемая табличка ни с чем не связана, числа та- блицы ни к чему не относятся. Значит, для долговременного запоминания (вдруг кому-то захочется протестировать вашу память через пять лет) необходимо ввести элемент, аналогич- ный "хозяину" в телефонном номере.
Например, мы можем привязать табличку к названию этого выпуска рассылки, на случай, если вас спросят: "А вы помните табличку из статьи "Эффективные и неэффективные методы запоминания?"
Любая запоминаемая информация - это последовательная связь нескольких элементов, в которых всегда есть главный элемент (этот образ называется "основа ассоциации") и другие элементы (эти образы называются "элементами ассоциации"). Основы всегда должны быть разные, а вот элементы, которые записываются на основах, могут повторяться.
Итак, наша задача запомнить следующее:

"Эффективные и неэффективные способы запоми- нания - 011001101010110001001000101010"

Для сокращения количества запоминаемых элементов

целесообразно разбить табличку на ряд трехзначных чисел. Образные коды трехзначных чисел есть в справочнике на сайте.
011-001-101-010-110---001-001-000-101-010 Мал. оЖоГ (011)
МаНЖет (001)
ГоНГ (101)
НоЖНицы (010) ГиГаНт (110) МаНЖет (001) МаНЖет (001) МаНоМетр (000) ГоНГ (101) НоЖНицы (010)

Создадим основу будущей ассоциации (из которой вы- делим пять частей) и дополнительный образ (из которого выделим пять частей).
Искусство запоминания словесной информации заключа- ется в выработке умения быстро кодировать в образы фразы и предложения. Например, в данном случае, нужно преобразо- вать в образ словосочетание "Эффективные и неэффективные методы запоминания". Образ должен быть подобран так, чтобы вы могли по образу дословно вспомнить фразу.

Можно закодировать предложение так: пистолет - сим- вол эффективности, кулак - символ меньшей эффективности. Лучше это соединить в одну картинку: рука держит писто- лет. По этой картинке вы легко сможете реконструировать (построить) фразу "Эффективные и неэффективные методы запоминания".
Теперь представьте образ "пистолет" и последовательно выделите в нём пять других образов, создавайте связи с об- разными кодами чисел.
Пистолет
ствол - на нем след ожога

мушка - намотан манжет
курок - круглый, как гонг
ручка - сквозь неё проникают ножницы
обойма (можно извлечь) - гигант (например, снежный человек)
Кулак
ноготь - манжет палец - манжет ладонь - манометр большой палец - гонг запястье - ножницы

Основу ассоциации (пистолет) необходимо связать с опорным образом в заранее сформированной системе опорных образов, предназначенных для долговременного запоминания информации. Вся табличка "умещается" всего на одном вспо- могательном образе.
Такой метод запоминания обеспечивает пожизненное за- поминание информации. И при формировании определенных навыков запоминания он не будет казаться сложным. Циф- ровая информация считывается по первым трем согласным буквам: МаНЖет - 001. Таким образом, при припоминании информация не вспоминается, а буквально читается из вооб- ражения. Со стороны даже может показаться, что у вас эй- детическая память. Точность воспроизведения - абсолютная.

Как видите, под словом "мнемотехника" разные авторы понимают очень разные методы запоминания. Низкоэф- фективные методы запоминания хороши тем, что им можно очень быстро обучиться, а часто вообще учиться не нужно (а это бывает иногда очень важно с точки зрения ускоренного обучения). Чтобы пользоваться эффективными методами запоминания, нужно изучить необходимый для этого инстру- ментарий: образные коды, сформировать системы опорных образов, нужно вникать в теорию памяти и мнемотехники. А для этого нужно время и усилия.

Строго говоря, любые приемы запоминания можно
назвать мнемотехническими, так как мнемотехника - это техника запоминания. Но я бы не стал смешивать отдельные мнемотехнические приемы с Мнемотехникой. Мнемотехника в настоящее время - это целостная учебная дисциплина, со своей теоретической базой, с собственным понятийным ап- паратом, с совершенно определенным (унифицированным) набором приемов.

Приемы вне системы теряют эффективность. Отдельные (изолированные) приемы практически не применяются. В техниках запоминания обычно используется сразу несколь- ко приемов одновременно (см. в качестве примера "Способ двенадцатый").

0

19

Стирание информации в мозге

Часто задают вопросы о возможности стирания информа- ции в памяти. Существует ли опасность перегрузки памяти? Не будет ли загромождать сознание информация, которая запоминалась методами мнемотехники?
Если речь идет о неприятных воспоминаниях, если речь идет о блокировке какой-то части памяти, например, воспо- минаний о целом годе жизни человека, то это не относится к мнемотехнике. Такие изменения в памяти возможны только в глубоких гипнотических состояниях. Мнемотехника изуча- ет способы запоминания и стирания информации в мозге в обычном (бодрствующем) состоянии сознания.

Опасности перегрузки памяти не существует. Память очень трудно перегрузить, в мозге есть механизмы, которые препятствуют запоминанию случайной информации, а многие виды информации мозгом вообще не запоминаются, если не применять специальную технику запоминания.
Когда вы читаете художественную литературу, слова текста создают в воображении комбинации зрительных об- разов. Человек вспоминает прочитанную книгу аналогично тому, как он вспоминает прошлые события своей жизни. В воображении возникают зрительные картины, и эти картины описываются словами. Книга запоминается благодаря тому, что возникающие в воображении образы соединяются в сю- жетные картинки. А процесс соединения образов - это и есть процесс памяти для мозга.

Но если в книге присутствует точная информация - фамилии и имена, названия стран, городов, рек, числовые данные, то такие сведения не запоминаются вообще. И уже сразу по- сле прочтения книги человек может вспомнить только общий смысл. Точные данные не вызывают образного отклика в моз- ге, поэтому запоминание на основе естественных механизмов памяти невозможно.

В Системе запоминания "Джордано" описывается "Эф- фект стирания связей". Техники запоминания учитывают этот эффект, компенсируют его, предотвращая естественное стирание информации.
Эффект стирания связей проявляется в двух формах.
Первая. Однократно созданные связи - созданные в воображении сознательно или созданные в процессе чтения текста - начинают разрушаться уже через час. Это значит, что уже через один час после прочтения книги, большинство картинок, созданных в воображении, будут стёрты. Через большой промежуток времени, например через два года, связи уничтожаются полностью.

Несколько лет назад я прочитал книгу Сидни Шелдона "Мельницы богов". Недавно я решил перечитать эту книгу. Эффект был потрясающим. У меня создалось впечатление, что я читаю эту книгу первый раз в жизни, и только в конце книги я стал узнавать сюжеты, стал вспоминать, что когда-то читал эту книгу. О запоминании точных данных из книги не может быть и речи, если при запоминании не применялась специальная техника запоминания.
Стиранию подвергаются и связи, специально созданные в воображении при запоминании с использованием мнемо- нических методов. Поэтому в технику запоминания заложено систематическое мысленное просматривание вновь созданных связей для их закрепления и поддержания в мозге.

Поэтому смешно слышать высказывания о "перегрузке памяти". Если через несколько лет после окончания школы человек возьмет учебник истории, то ему будет казаться, что он читает этот учебник впервые. Информация стирается полностью. Что касается точных данных - дат, фамилий, названий - то тут и стираться нечему, так как такие сведения не запоминаются в принципе, если человек при запоминании не применяет специальную технику запоминания.

0

20

Вторая. Связи могут стираться очень быстро, практически мгновенно. Эффект стирания связей накладывает ограниче- ния на приемы запоминания. Например, нельзя соединять вместе разные образные коды. Это ведет к стиранию связей уже на этапе запоминания. Поэтому в Системе запоминания действует общий принцип изоляции образных кодов: любые образные коды запоминаются изолированно, не соединяются друг с другом.

Эффект стирания связей очень хорошо прослеживается при выполнении тренировочных упражнений. Одно из упраж- нений - это запоминание слов, чисел, слогов под порядковыми номерами. Порядковые номера представляются в воображе- нии образными кодами чисел.
Если при выполнении упражнения запомнить 100 двуз- начных чисел под порядковыми номерами (1.25, 2.36, 3.78 и т.д.), то сразу после запоминания можно вспомнить инфор- мацию без ошибок. Если специально мысленно не просма- тривать созданные связи, то большинство их них разрушится уже через час.

А если на те же порядковые номера сразу после припоми- нания первого упражнения запомнить другие числа, то вспо- минаться будут последние числа, материал первого упражне- ния забывается практически полностью. Лишь иногда, когда связь была случайно закреплена многократным просмотром, можно вспомнить и число из первого упражнения, и число из второго упражнения.

Связи, которые закреплены в мозге многократным про- смотром, очень трудно стереть из мозга. Поэтому ученики, которые нарушают методические рекомендации и закрепля- ют в мозге бессмысленный материал из упражнений, могут помнить сотни слов, чисел и слогов практически всю жизнь. Упражнения, не предназначенные для долговременного запо- минания, не нужно закреплять мысленным повторением. Их нужно вспоминать только один раз, для проверки качества запоминания.

Закреплять связи следует только в том случае, когда вы уверены, что информация вам нужна. В этом случае списки телефонных номеров, банковские счета, анекдоты, имена, иностранные слова, фразы и пр. будут "сидеть" в голове пожизненно. Информацию, запомненную по всем правилам мнемотехники практически невозможно вытравить из мозга.
Но иногда возникает необходимость стирать информа- цию, которую вы запоминали мнемоническими методами. И здесь на помощь приходит всё тот же эффект стирания связей.

Допустим, в вашей памяти записаны списки телефонных номеров и разнообразная числовая информация - банковские реквизиты, пароли, пин-коды и пр. Такая информация может изменяться. У вашего знакомого может измениться номер телефона, у вашей пластиковой карточки закончится срок действия, и вы получите новую карточку, с новым номером и новым пин-кодом.
Информация уже хорошо организована в памяти и очень хорошо закреплена. Оставлять в голове устаревшие сведения неразумно - вы будете помнить и старый телефонный номер и новый, зафиксированный в памяти отдельно.
В таких случаях можно и нужно стирать информацию в своей голове. Хотя слово "стирать" здесь не совсем подходит. Процесс стирания больше похож на затирание информации, на её перезапись.

Аналогия - магнитофонная пленка. Нельзя просто стереть запись на пленке. На неё либо накладывается новая запись, либо на старую запись накладывается сигнал, который наши уши не воспринимают. Это создает иллюзию, что кассета чистая.
Аналогично и в мозге. Нельзя просто стирать информа- цию в голове. Процесс стирания - это забивание старой связи новой связью. Это наложение новой информации на старую информацию.

В этом отношении память человека больше похожа на память компьютера, чем на бумажную записную книжку. Чтобы исправить запись в записной книжке, мы должны за- черкнуть старую запись и сделать новую. В компьютере это делать гораздо удобнее. При изменении телефонного номера старый номер стирается, а на его место записывается новый. Документ не портится и всегда содержит свежие данные.
Таким образом, мнемотехника позволяет исправлять дан- ные в мозге, не портя "внешний вид документа". Порядок све- дений, зафиксированных в мозге с помощью системы опорных образов, сохраняется, изменяются только устаревшие данные.

Рассмотрим процесс затирания информации в мозге на примере. Допустим, в вашей памяти записана информация о банковских реквизитах, номерах пластиковых карточек, пин-коды пластиковых карточек, пароли сайтов, пароли почты, пароли систем электронных платежей, идентифика- ционные номера и пр.
И вот прошло два года, и срок действия вашей пласти- ковой карточки истек. Банкомат её не принимает. Вы идете в банк и получаете новую пластиковую карточку. Название банка и номер счета сохраняются, а номер пластиковой кар- точки и её пин-код изменяются. Например, пластиковая карточка Автобанка обозначена в вашей памяти зрительным образом "автомобиль" (основа ассоциации). На частях автомобиля был зафиксирован старый пин-код: на капоте - сыр (79), на крыше - якорь (39). Чтобы изменить информацию в своей памяти, нужно вывести в во- ображение образ, обозначающий эту пластиковую карточку и затереть на ней ставшие ненужными образы. Если пин-код вашей новой пластиковой карты 1325 (гайка, топор), то необходимо связать эти образы с теми частями образа "авто- мобиль", где были зафиксированы старые числа. С образом "капот" связывается образ "гайка", с образом "крыша" свя- зывается образ "топор".

Старые связи затираются новыми связями. Но старые связи были очень хорошо закреплены в мозге многократным повторением, связанным с регулярным использованием информации. Поэтому в данном случае первое время вы будете вспоминать и старые числа и новые. При сознательном за- креплении в мозге новых связей следует специально избегать появления в воображении старых образов. Через некоторое время старые числа будут полностью забыты.

0


Вы здесь » Всё обо Всём. » библиотека » Все о памяти и способах запоминания