Всё обо Всём.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Всё обо Всём. » библиотека » Все о памяти и способах запоминания


Все о памяти и способах запоминания

Сообщений 21 страница 30 из 64

21

Таким же способом следует исправлять в памяти телефон- ные номера и другую информацию, которая может изменяться. Чем хуже закреплена информация в мозге, тем проще она забивается другой информацией.
Аналогично можно затереть информацию и о самой пла- стиковой карточке Автобанка, если вы перестали ею пользо- ваться. Сам образ "автомобиль" сидит на каком-то опорном образе. Для изменения информации в мозге, на этот же опор- ный образ, на место "автомобиля" следует запомнить другой образ, символизирующий другую информацию, например, карточку Альфабанка - буква "А" сделанная из мрамора. Так же можно удалять из своей мнемонической записной книжки ненужные контакты, заменяя их нужными.

Работа со своей памятью напоминает работу с документом в компьютере. В памяти не создается такого бардака, как это бывает в бумажных записных книжках при многократных ис- правлениях. Благодаря возможности затирания информации в мозге ваша мнемоническая база данных всегда содержит только свежую информацию.
Кому-то все это может показаться фантастикой, но я могу заверить вас, что все это более чем реально. Так как запомина- ние числовой информации - самое простое в мнемотехнике. И мнемотехника обеспечивает идеальное запоминание больших объемов числовых сведений.

Пользоваться мнемонической записной книжкой гораздо удобнее, чем бумажной или электронной. Ведь возможно не только последовательное припоминание, но и мгновенное выборочное припоминание по любому элементу информа- ции. Я не пользуюсь записной книжкой сотового телефона. Гораздо быстрее найти номер в своей памяти и набрать его на клавиатуре, чем искать тот же номер в памяти телефона.

Всё сказанное выше относится к запоминанию в пределах одной анализаторной системы, в данном случае - зрительной. Эффект стирания связи не распространяется на связи между разными анализаторными системами (зрительная и речевая). Вы можете с одним зрительным образом связать его названия на разных языках. Это очевидно. В противном случае, при из- учении иностранного языка, человек должен был бы забывать родной язык. А этого не происходит.

Тем, кто не знает где применить свою феноменальную память, можно рекомендовать для начала запомнить нужные телефонные номера, коды, банковские реквизиты и т.п. Уже для этого стоит изучить мнемотехнику, так как именно такая информация представляет наибольшую сложность для есте- ственной памяти и является наиболее простой для запомина- ния методами мнемотехники.

0

22

Выделение частей образа

Для качественного запоминания методами мнемотехники очень важно уметь представлять в воображение зрительные образы. Необходимо научиться, в буквальном смысле этого слова, четко видеть образы на своем внутреннем экране.
Я не согласен с тем, что одни люди лучше видят образы, а другие хуже. Каждый человек способен достаточно четко представлять зрительные образы в воображении. В противном случае человек, не видящий образов в своем воображении, не понимал бы речь и тексты, так как понимание речевой ин- формации осуществляется через зрительную анализаторную систему.

Некоторые люди с трудом понимают книги, которые чуть сложнее детективов. Они им кажутся неинтересными, скучными, сложными. Причина затруднений с непониманием текстовой информации - недостаточная развитость визуаль- ного мышления. Скорее даже угнетение функции визуального мышления в результате многолетних упражнений в письме авторучкой на бумаге.

Когда человек пишет слова на бумаге, то вместо образа, который должен обеспечивать понимание слова, человек видит начертание слова. Такие неправильные связи закре- пляются в результате многолетних упражнений. И воспри- нимаемые слова (устно или в тексте) начинают вызывать в воображении не зрительные образы, а начертание самих же слов. Это и является основной причиной того, почему человек перестает понимать тексты и сам начинает употреблять слова

"ни к селу, ни к городу".
Если вам кажется сложным для понимания учебник фармакологии, химии, физики, математики - это косвенное свидетельство снижения функции визуального мышления. И единственно реальный способ восстановить функцию понимания - это занятия мнемотехникой. Даже если вы не собираетесь ставить рекордов памяти, регулярное выполне- ние мнемотехнических упражнений активизирует визуальное мышление, что автоматически ведет к улучшению функции понимания устной и письменной речи.

Улучшение функции понимания - один из важнейших побочных эффектов от занятий мнемотехникой. Мнемонисту - человеку с хорошо развитым визуальным мышлением - не нужны преподаватели. Он способен изучить любую учебную дисциплину самостоятельно. Достаточно купить хороший учебник.

Для чего обычно родители нанимают своим детям репети- торов? Чтобы репетитор объяснил ребенку то, что написано в учебнике. Ребенок сам не способен понять текст. Это в лучшем случае. А часто школьник не способен даже прочитать учебник полностью - а это как минимум необходимо сделать перед тем, прежде чем начать запоминать содержание книги.
Что нужно делать, чтобы представляемые образы были достаточно четкими и яркими? Во многих книгах по развитию памяти рекомендуют некоторое время смотреть на образ, затем закрыть глаза и попытаться увидеть образ в воображе- нии. Затем снова смотреть на образ, и снова закрыть глаза и увидеть образ.

Смысл подобных упражнений заключается не в умении вызывать эйдетический образ (который часто путают с мимо- летным последовательным образом). Подобные упражнения лишены мышления. Мышление - это внутренние действия. И именно подключение мышления даст возможность представ- лять зрительные образы четко.

Не нужно пытаться задержать в воображении "фотоко- пию" воспринимаемого предмета. Яркость представляемых образов зависит от нескольких факторов. Представляемые образы должны быть достаточно крупными, они должны быть объемными (как голограмма), цветными и детальными. Последнее условие - детализация образов - наиболее важное для качественного представления образа.

Возьмите в руки карандаш с ластиком. И внимательно рассмотрите его. При рассматривании карандаша нужно мыс- лить. А чтобы мыслить, нужно осознавать цель мыслитель- ных действий. А цель заключается в выделении из предмета составляющих его частей, подобразов, других образов.

Рассматривая карандаш, специально обратите внимание на остро заточенный грифель. Затем переведите свой взгляд на место конусной заточки карандаша. Рассмотрите корпус карандаша. Какой он? Круглый или шестигранный? Какого он цвета? Переведите внимание на надпись. Прочитайте название карандаша, попробуйте его воспроизвести. Переве- дите внимание на металлическое колечко, которое связывает карандаш с ластиком. Внимательно рассмотрите ластик.

Почувствовали разницу между тупым смотрением на предмет и целенаправленным изучением предмета?
Приучите себя всегда "сканировать" предмет в опре- деленном направлении: слева направо или сверху вниз. В таком же направлении следует реконструировать образ в воображении. Да, не нужно пытаться вызывать эйдетический образ, нужно стремиться создать образ в воображении из вы- деленных частей. В этом случае образ получиться достаточно детальным и ярким.

Попробуйте воссоздать образа карандаша в своем во- ображении. Для этого начинайте мысленно создавать части карандаша, представляя их крупно: заточенный грифель, место заточки, корпус, надпись, железное колечко, ластик.
Образ должен быть "живым" в воображении. Он должен легко перемещаться в вашем воображении, "подлетая" к ор- гану внутреннего видения выделяемой вами частью.

Мозг - система однообразная. Поэтому видение целост- ного образа - это иллюзия. Она создается в результате быстрого просматривания в воображении разных простейших деталей образа. Попробуйте быстро просмотреть карандаш по его частям. В результате в вашем воображении получится достаточно четкий целостный образ карандаша. Даже не умея рисовать, вы сможете подробно воспроизвести карандаш на бумаге.

Части образа выделяются не только для того, чтобы хоро- шо представлять образ в воображении. Выделение частей об- раза - это основная мыслительная операция в мнемотехнике.
Существует ошибочное мнение, что мнемотехника - это запоминание длинных цепочек слов и чисел. На самом деле информация запоминается совсем не так.

0

23

Для практического использования выделенных частей образа, необходимо научиться представлять каждую выделен- ную часть отдельно от основного образа. Попробуйте крупно представить только острый кончик грифеля, только конусную часть карандаша, только его корпус, только надпись, только колечко, только ластик. Представляя в воображении колечко, вращайте его, рассматривайте с разных сторон, образа целого карандаша в этот момент не должно быть в вашем вообра- жении. Целостный образ карандаша является своеобразным "адресом", по которому вы быстро находите последователь- ность других образов.

Рассмотрим несколько примеров того, как могут быть использованы для запоминания выделенные части образа "карандаш". Обозначим выделенные части цифрами:

1 - грифель
2 - конус
3 - корпус
4 - надпись
5 - колечко
6 - ластик

Если сам карандаш обозначить цифрой 1, то принадле- жащие карандашу части будут обозначаться так:

1.1 - грифель
1.2 - конус
1.3 - корпус
1.4 - надпись
1.5 - колечко
1.6 - ластик

Выделенные части могут быть использованы как опорные (вспомогательные) образы для фиксации последовательности других образов, другой информации.
На выделенные части мы можем запомнить небольшую последовательность двузначных чисел (их образные коды):

1.1 - 23
1.2 - 64
1.3 - 57
1.4 - 99
1.5 - 07
1.6 - 63
На выделенные части мы можем запомнить последова- тельность трехзначных чисел (их образные коды):

1.1 - 389
1.2 - 634
1.3 - 900
1.4 - 129
1.5 - 002
1.6 - 301
На выделенные части мы можем запомнить ассоциации, в которые предварительно собирается самая разнообразная информация - телефонные номера, термины, фамилии и име- на, названия стран и городов и т.п.

1.1 - Овсянников Александр Васильевич
1.2 - штат Огайо
1.3 - Игорь - (8) 916 - 476-95-58
1.4 - Фирма "Одуванчик", ул. Островского, дом 24, кор- пус 3
1.5 - энтеральный - способ введения лекарств через пи- щеварительный тракт
1.6 - водопад "Анхель", Южная Америка, высота 1054 метра
На выделенные части можно запомнить небольшие информационные блоки (таблицы) - группы однотипных сведений:
1.1 - расписание электричек в интервале с 20 часов до 00 часов
1.2 - хронологическая таблица из истории средних веков
1.3 - банковская информация (номера счетов, номера пластиковых карт, пин-коды)
1.4 - список телефонных номеров одноклассников
1.5 - терминология из 2-ой главы учебника фармакологии
1.6 - текст "О пользе шелковицы"

Произвольно взятые образы, подобные образу "каран- даш", могут быть объединены в "блок опорных образов". Если вы подберете 25 произвольных образов и в каждом выделите по 5 частей; если вы соедините эти произвольные образы в короткие цепочки по 5 образов, а каждую такую цепочку свя- жите с пятью частями образа, выделенного методом Цицеро- на, у вас получится четырехуровневый блок опорных образов, имеющий четкую иерархическую организацию, состоящий из 125 конечных опорных образов. Представляете, сколько информации можно зафиксировать на одном блоке опорных образов? И вся записанная в мозг информация может быть воспроизведена как последовательно, так и выборочно, без перебора последовательности.
Выделение частей образа используется не только для формирования блоков опорных образов. Выделение частей образов - промежуточная мыслительная операция в технике образования искусственной ассоциации.

Сам образ "карандаш" может быть главной частью запо- минаемой информации. Например, образ "карандаш" может обозначать вашу цифровую подпись, которой вы пользуетесь при подписании документов в интернет-банке. В этом случае на частях образа "карандаш" будут зафиксированы другие части информации: последовательность цифр и букв вашего пароля.

0

24

Прием выделения частей образа применяется для запоми- нания структуры понятий. В этом случае образ, подобный об- разу "карандаш", будет своеобразным тройником. Например, ступень йоги "Яма" включает в себя несколько подразделов: Ахимса - ненасилие, Сатья - правдивость, Астея - неворовство, Апариграха - непринятие даров, Брахмачарья - воздержание (половое).

Чтобы запомнить не только новые слова и их смысл, а также и то, что эти понятия относятся именно к Яме, а не к Асане или Самадхи, они собираются в воображении на частях образа, который символизирует ступень йоги Яму.
Прием выделения частей образов позволяет фиксировать терминологию учебника с точным сохранением как после- довательности понятий, так и структуры понятий, в полном соответствии с содержанием учебника.

Воспроизведение учениками структуры понятий учебни- ка особенно удивляет преподавателей. Они даже открывают учебник и начинают с интересом проверять правильность воспроизведения структуры понятий учеником.
Когда я обучался на курсах ДОСААФ (автошкола) - там проводился внутренний экзамен, репетиция перед экзаменом в ГАИ - я запомнил таблицу правильных ответов (примерно 800 цифр). Достаточно было назвать номер билета, и я быстро выписывал номера правильных ответов. Преподаватель очень заинтересовался и попросил раскрыть ему секрет фокуса! Да никаких секретов! Просто память, усиленная мнемотехникой.

К сожалению, на экзамене в ГАИ (раньше было название Государственная Авто Инспекция) этот фокус с запоминанием таблицы правильных ответов не пройдет. Там билеты разрезаются, перемешиваются и даются не в том порядке, как они представлены в книжке. Поэтому нужно запоминать сами билеты, а не таблицу правильных ответов. Кстати, сдал экзамен в ГАИ с первого раза и на "отлично". Из 30 человек в группе только трое сдали экзамен с первого раза. И двое из них точно использовали мнемотехнику. Я и мой приятель.

Многие так привыкли к плохой памяти, что качествен- ное воспроизведение материала создает иллюзию того, что человек занимается этим десятки лет. Иначе как ещё объяс- нить такое качественное воспроизведение? По собственному опыту мы знаем, что если кто-то очень точно воспроизводит структуру понятий из учебника фармакологии, с примерами и разъяснениями, то этот кто-то, скорее всего, работает пре- подавателем в медицинском вузе. Потому что только препо- даватели, читающие одно и то же на протяжении многих лет, способны к такому качественному воспроизведению матери- ала. Мнемотехника позволяет сразу запомнить материал на таком уровне.

Как-то я проводил занятия по мнемотехнике в медицин- ском училище. Вечером, перед очередным уроком, я запомнил структуру понятий двух глав учебника фармакологии, чтобы на примере этого учебника объяснить студентам технику за- поминания.

В конце занятия девушки сделали мне неожиданный ком- плимент. Оказывается, я объяснял материал по фармакологии гораздо лучше, чем это делал их преподаватель. И при этом я не подсматривал в книжку, что особенно поразило учеников. Я сказал им, что это иллюзия, что на самом деле я не знаю фармакологию, просто запомнил пару глав для иллюстрации техники запоминания.

Зайдя в это училище через несколько месяцев, я увидел своих бывших учеников с типичным взглядом мнемониста. Девушки сидели в коридоре и готовились к экзамену. Они смотрели в книгу, затем отрывали глаза от книги и смотрели в пространство перед собою. При этом их глаза делал едва

заметные движения. Понятно было, что они интенсивно опе- рируют в воображении зрительными образами. Наверное, в тот день они сдали экзамен на "отлично".
Обобщим материал этой статьи.
Прием выделения частей образа используется:
- чтобы сделать образы в воображении более яркими;
- для формирования многоуровневых систем опорных образов;
- при образовании искусственной ассоциации - основного способа запоминания;
- в качестве тройника, для запоминания структуры по- нятий.

0

25

Образные коды

Образный код - это зрительный образ, обозначающий очень часто повторяющийся элемент информации. Например, телефонные номера состоят из комбинаций трехзначных и двузначных чисел, точные даты строятся из комбинаций чисел и названий месяцев, произношение английских слов можно записать комбинацией 48 транскрипционных знаков.

Образные коды обеспечивают быстрое запоминание информации, в этом их основная функция. Представьте, что при запоминании учебного материала по экономической гео- графии, вам каждый раз придется придумывать образы, обо- значающие названия стран и городов. Процесс запоминания будет протекать медленно.

Любая информация запоминается в четыре этапа. Сна- чала элементы запоминаемых сведений кодируются в удобные для запоминания зрительные образы. Затем зрительные обра- зы, обозначающие элементы одной информации, соединяются вместе - процесс запоминания. Далее запоминается после- довательность ассоциаций, и вновь созданные ассоциации закрепляются в мозге путем их просмотра в воображении.

Первый этап запоминания - кодирование в образы - самый длительный и трудоемкий. Поэтому для ускорения запоминания в мнемотехнике используются образные коды.
Большинство популярных книг по развитию памяти, а также практически на всех курсах тренировки памяти стара- ются не затрагивать тему образных кодов. Так как в формате популярной книжки и за очень короткий срок обучения на курсах образные коды выучить сложно. Для заучивания об- разных кодов нужно выполнять специальные упражнения. Образные коды двузначных чисел (от 00 до 99) заучиваются примерно месяц.

Образные коды чисел запоминаются труднее, чем новые иностранные слова. Но усилия, потраченные на заучивание системы образных кодов, окупаются.
Как работают образные коды? Образный код аналоги- чен обычному слову. Например, при восприятии на слух или в тексте слова "ластик", мы сразу понимаем это слово, так как зрительный образ ластика мгновенно и автоматически появляется в воображении.

Аналогично должны восприниматься и числа. Когда мнемонист слышит ряд чисел, то он понимает эти числа. Это значит, что одновременно с восприятием чисел в воображении автоматически возникают зрительные образы, соответству- ющие этим числам. Произносятся числа 36 - 47 - 94 - 43 - 65 - 66, а в воображении возникают зрительные образы "клей", "часы", ручка", "очки", "лупа", шило". Возникают сами, ничего не нужно специально вспоминать.

Таким образом, первый этап запоминания - самый дли- тельный этап - исключается из процесса запоминания, так как кодирование элементов информации автоматизируется. Остается только создать связи между зрительными образами, обозначающими элементы информации.

На этапе автоматизации образных кодов процесс запо- минания информации начинает напоминать обычное письмо. Только информация записывается не в записную книжку, а сразу в голову (внутреннее письмо). Разумеется, память должна быть предварительно отформатирована, в голове должны быть созданы опорные образы, на которые будут за- поминаться нужные сведения. И запоминание скорее похоже на конспектирование, чем на подробную запись. Подробно записываются только точные данные, которые должны вспо- минаться абсолютно точно.

В Системе запоминания "Джордано" образные коды используются очень интенсивно, придается большое значение заучиванию образных кодов чисел, так как практически не бы- вает информации, в которой бы не содержались числа. Именно благодаря тщательно разработанной системе образных кодов и правил их использования, Система запоминания позволяет запоминать любые числовые сведения совершенно точно, с возможностью как последовательного, так и мгновенного выборочного воспроизведения телефонных номеров, паро- лей, пин-кодов, номеров счетов, исторических дат, номеров автомобилей, атомных масс элементов и т.п.

0

26

Более того, когда числовая информация находится в па- мяти, человек получает возможность сравнивать восприни- маемые сведения. Это, например, бывает нужно при работе с электронным банком и системами электронных платежей. Мнемотехника позволяет проверять правильность заполне- ния финансовых документов путем сверки номеров счетов и реквизитов банка с содержанием памяти. При работе с систе- мами электронных платежей разные люди легко опознаются по идентификационным номерам. Мгновенно опознается позвонивший вам человек, номер которого высвечивается на дисплее телефона.

В популярных книгах о развитии памяти образные коды и их применение в мнемотехнике практически не описывается. А если и описывается, то не правильно. Так, в большинстве книг по тренировке памяти рекомендуют на одно число подбирать несколько образных кодов. Сами же образные коды советуют использовать в качестве опорных образов, что недопустимо при долговременном запоминании.

В Системе запоминания есть ряд правил и ограничений в отношении образных кодов. Соблюдений этих правил очень важно для качественного запоминания.
Образные коды присваиваются любым часто повторяю- щимся элементам информации: двузначным и трехзначным числам, буквам алфавитов, транскрипционным знакам, именам людей, названиям стран, городов, наиболее часто ис- пользуемым понятиям в пределах одной учебной дисциплины, математическим понятиям и т.д.

Образные коды не должны использоваться в качестве опорных (вспомогательных) образов. Образные коды - это "буквы", а не "тетрадка". Информация записывается с помо- щью образных кодов, но не на образные коды.
В ассоциации образные коды всегда должны быть эле- ментами ассоциации и никогда основой.
При запоминании последовательности образов, в которых встречаются образные коды, образные коды должны изоли- роваться, должны запоминать на части предыдущего образа последовательности.

Образный код должен быть фиксированным, неизменяе- мым. Если вы обозначили число 35 (Кх пБ) образом "кубик Ру- бика", то нужно всегда обозначать это число этим же образом. Только при использовании фиксированных образных кодов становится возможным быстрый поиск в памяти информации с одинаковыми элементами и быстрое узнавание информации при её восприятии (кому принадлежит телефонный номер).

Образы, которые вы собираетесь использовать в качестве образных кодов должны быть конкретными, а не абстрактны- ми. Если вы хотите для обозначения числа 301 (КНГ) исполь- зовать образ "книга", то возьмите совершенно конкретную книгу со своей книжной полки, внимательно рассмотрите книгу, изучите её части, и при запоминании элемента "301" всегда используйте образ этой книги. Изучающие мнемотехни- ку часто нарушают это правило и представляют не конкретные образы, а абстрактные. Образные коды должны обозначаться конкретными образами, которые вы можете представить в воображении достаточно четко.

Скоростное запоминание на соревнованиях по мнемо- технике возможно только в том случае, если мнемонист знает образные коды на элементы запоминаемой информации. Например, кто-то очень хорошо может запоминать цифро- вой ряд, разбивая его на двузначные числа (образные коды двузначных чисел). Но этот же человек будет совершенно бессилен запомнить последовательность карт в одной колоде, если образные коды карт предварительно не были заучены.
Мнемотехника без образных кодов просто не имеет смыс- ла, так как именно образные коды на часто повторяющиеся элементы информации обеспечивают быстрое запоминание информации. Скорость запоминания образных кодов может приближаться к скорости записи этих же элементов ручкой на бумаге.
Опорные образы - это "тетрадка", в которую записыва- ются необходимые сведения. Образные коды - это мнемо- нические "буквы". А инструментом записи - "карандашом" - является мыслительная операция "Соединение образов".

0

27

http://se.uploads.ru/t/STAh4.png

Как выпрямить кривые Эббингауза

Справка из энциклопедии.
Герман Эббингауз (1850 - 1909), немецкий психолог, представитель ассоцианизма. Положил начало эксперимен- тальным исследованиям высших психических функций, осо- бенно памяти. В работе "О памяти" (1885) показал влияние на запоминание количества запоминаемого материала, числа повторений, близости и направленности ассоциативных свя- зей, вывел забывание как функцию времени ("кривая Эббин- гауза"). Разработал тест для определения степени умственного развития. Автор многократно переиздававшихся руководств по психологии.

Эббингауз составил список из 2300 слогов, состоящих из двух согласных букв и одной гласной буквы между согласными (РОН, ДЕЦ и т.п.). Из таких слогов он составлял ряды длиною от 12 до 32 слогов.
Эббингауз считал, что для проверки памяти необходимо брать однородный материал. Такой, чтобы при его восприятии у человека не возникало никаких образов, никаких ассоциа- ций. Эббингауз рекомендовал - и с ним согласны большинство психологов - что тестовый материал для проверки памяти должен быть бессмысленным.

Опыты с памятью Эббингауз ставил на себе, по-видимо- му, считая себя типичной "нормой" в отношении способности запоминать. Это не вполне научно, хотя и не имеет значения, так как аналогичные опыты были поставлены другими психо- логами, и результаты в основном подтвердились.

Эббингауза интересовало, сколько раз нужно прочитать ряд бессмысленных слогов и проговорить (повторить) его, чтобы ряд слогов запомнился и мог быть воспроизведен без- ошибочно.
В результате своих опытов он получил классическую "кривую Эббингауза", на которой видно, что при многократ- ном повторении слогов в основном запоминаются первые и последние элементы ряды. Середина ряда выпадает из памя- ти, забывается. Особенно этот эффект заметен при попытке запомнить длинные ряды слогов.

Эббингауз также установил, что, несмотря на безоши- бочное воспроизведение материала, после его зазубривания (а именно такой метод запоминания использовался в опытах), информация начинает забываться уже через час. Другая клас- сическая кривая Эббингауза выглядит на графике плавной линией, резко уходящей вниз, к нулевой точке на графике, на котором "ноль" обозначает количество правильно воспроиз- веденных слогов.

В этих опытах следует обратить внимание на две особен- ности.
Первая - это подбор тестового материала. Запоминаемые элементы подбирались так, чтобы максимально затруднить сознательное запоминание, чтобы блокировать мышление при запоминании.

Вторая особенность - способ запоминания. Способ запо- минания заключается в многократном считывании и повторе- нии ряда слогов: прочитать, повторить, если есть ошибки, то ещё раз прочитать и повторить, если снова ошибки, то ещё раз прочитать и повторить. И так до нескольких десятков раз, пока не удастся повторить ряд слогов без ошибок. Такой метод запоминания всем хорошо знаком, в народе его называют "зубрежка".

Вы можете повторить опыт Эббингауза и можете убедить- ся в том, что применявшийся Эббингаузом метод запоминания (зубрежка) крайне неэффективен.
Попробуйте зазубрить ряд из двенадцати бессмысленных

слогов (слоги взяты из книги Челпанова "О памяти и мнемо- нике", 1903). При считывании и повторении постарайтесь честно отключить мыслительные процессы, не позволяйте своему мозгу преобразовывать бессмысленные слоги в ос- мысленные слова (ТОС - ТОСтер). В противном случае - при сознательном использовании мышления - результат вашего запоминания не будет соответствовать классическим законо- мерностям работы кратковременной памяти.

Достаточно прочитать ряд слогов всего три-четыре раза, чтобы раз и навсегда отказаться от такого метода запомина- ния, крайне низкая эффективность которого очевидна.
РОН - ДЕВ - ТЕВ - ТОС - ГИЗ - ТИМ - БАН - СУВ - КИМ - ВАГ - ДИН - ЛЕМ

Результаты запоминания могут значительно измениться, если при запоминании вы не будете полагаться на инертность слухового анализатора, емкость и особенности работы которо- го изучал Эббингауз, а попробуете подключить к запоминанию механизмы памяти, которые Эббингауз изолировал в своих опытах, специально подбирая бессмысленный материал для запоминания. Странное дело! Эббингауз в опытах изолировал память и при этом считается, что он изучал память.

Как известно (в мнемотехнике), основной механизм памя- ти очень простой. Для запоминания вам не следует пытаться повторять услышанное или прочитанное. Вам нужно созна- тельно образовать связи между запоминаемыми элементами. Чтобы образовать связи, необходимо перевести запоминае- мые элементы в образную форму (психологи называют это образной репрезентацией (представлением) информации). Как только вы преобразуете слоги в зрительные образы, вы сможете сознательно включить механизм памяти мозга. Для этого соединяйте пары образов в воображении. Чтобы мозг зафиксировал связь между двумя образами, вам достаточно удерживать в воображении два соединенных образа примерно в течение шести секунд.

Мнемотехника эксплуатирует естественный механизм памяти. Точно по такому же принципу фиксируются связи при
одновременном восприятии нескольких зрительных объектов (интерьер помещения, маршрут, когнитивные карты), на этом же механизме основано запоминание текстов - запоминаются связи между образами, возникающими в голове под стимули- рующим воздействием слов.

При сознательном использовании механизмов памяти (использование которых становится возможным благодаря подключению функции "мышление"), проявляются совер- шенно другие закономерности работы памяти, резко отлича- ющиеся от установленных Г.Эббингаузом:

для запоминания слогов достаточно медленно прочитать ряд всего один раз (запоминание с однократного восприятия каждого элемента);
- после запоминания ряд слогов легко воспроизводится в полном объеме и без ошибок, как в прямом, так и в обратном порядке;
- можно запомнить последовательно несколько рядов, например десять или двадцать рядов по 12 слогов, которые также будут воспроизведены безошибочно;
- отвлекающее задание после запоминания не влияет на качество припоминания, что, несомненно, свидетельствует о том, что мы имеем дело именно с памятью.

Это закономерности работы памяти, которые установ- лены мнемотехникой. Эти закономерности не описываются в учебниках психологии, несмотря на то, что были известны задолго до опытов Г. Эббингауза.
Давайте проверим.
Я помогу вам преобразовать слоги в зрительные образы. Ваша задача соединять образы в воображении парами. При этом важно не проговаривать слова, а именно видеть два сое- диненных образа в своем воображении. Крупно представляйте только два соединяемых образа.

РОН - ДЕВ - ТЕВ - ТОС - ГИЗ - ТИМ - БАН - СУВ - КИМ - ВАГ - ДИН - ЛЕМ

РОНдо (ментоловые конфеты) + ДЕВушка: на конфете

сидит девушка. Зафиксируйте связь в воображении несколько секунд, рассмотрите её.
ДЕВушка + пуТЕВка: девушка держит в зубах путевку. Обратите внимание, какую часть слова вы будете вспоминать.
пуТЕВка + ТОСтер: на путевке стоит тостер
ТОСтер + ГИльЗа: в тостере жарится гильза
ГИльЗа + ТИМур: в гильзе сидит Тимур (в пионерском галстуке; Тимур и его команда)
ТИМур + БАНан: на спине Тимура банан
БАНан + СУВенир: на банане стоит сувенир (лакирован- ная раковина, например)

СУВенир + КИМоно: в раковине кимоно (для занятия каратэ)
КИМоно + ВАГон: кимоно протыкает вагон ВАГон + ДИНозавр: в вагоне сидят динозавры ДИНозавр + шЛЕМ: на голове динозавра шлем
Эббингауз допускал многократное восприятие (считыва- ние) информации. Мы сделаем иначе. Сначала вы постарай- тесь вспомнить созданные связи, назовите образы словами, по словам восстановите первоначальные слоги.

Вспомните образ конфет "рондо", мысленно назовите картинку словом "рондо", назовите первоначальный тесто- вый элемент "РОН". Считайте с образа "рондо" следующую картинку "девушка", назовите её мысленно словом "девушка", назовите второй тестовый элемент "ДЕВ" и так далее.
Если что-то не вспомнится, подсмотрите и создайте связь ещё раз. Добейтесь безошибочного припоминания.
В большинстве случаев для гарантированного запомина- ния ряда его достаточно просмотреть два раза. Запоминание - проверка - исправление ошибок - полное припоминание.
Запишите на бумаге тестовую информацию (последова- тельность слогов) в прямом порядке. Запишите бессмыслен- ные слоги в обратном порядке.
Уже в этом простом упражнении вы можете столкнуться с "Эффектом первого образа", который описан в мнемотехнике. Смело записывайте образ, который сам вспыхивает в вашем воображении, даже если вы сомневаетесь в его правильности.
Вы сможете запомнить и сохранить в памяти десять аналогичных последовательностей. Для этого подготовьте десять вспомогательных образов, и первый образ каждой последовательности слогов свяжите со вспомогательным (опорным) образом.

0

28

Какие выводы можно сделать?
Если при запоминании бессмысленных слогов сознатель- но использовать механизмы памяти, то график, отражающий количество правильных ответов сразу после запоминания, будет прямой линией. Полностью исчезает "эффект края Эббингауза".

На графике, отражающем забывание слогов с течением времени, мы также получим прямую линию. И через час, и через месяц все слоги будет воспроизведены безошибочно и в строгой последовательности.
Считается, что Эббингауз установил закономерности работы кратковременной памяти. Однако в мнемотехнике понятие "кратковременная память" не используется, так как не согласуется с очевидной возможностью запоминания бессмысленного ряда слогов или чисел с однократного вос- приятия. При этом объем тестовых элементов может быть значительным.

Если поставить опыт со слуховым анализатором правиль- но, то вы убедитесь, что он вообще ничего не запоминает. В слуховом анализаторе остается последний кусок воспринятой информации, который, в свою очередь, вытесняется новой информацией.

Если вы прочитаете вслух ряд цифр, то сможете воспро- извести примерно пять последних цифр. Это не память. Это остаточные явления в нервных клетках, физиологическая память. Память для мозга - это образование связей между нервными клетками. В данном случае никакие связи не об- разуются.

628472578894503145935732587983548612976489
Итак, в слуховом анализаторе числа и слоги запоминаться и не должны. Почему же Эббингаузу удавалось непродолжи- тельное время сохранять в памяти некоторые слоги? Наверное потому, что полностью отключить мышление трудно. Хотим мы или нет, но при восприятии даже бессмысленных слогов наш мозг пытается преобразовать их в осмысленные элементы. Например, вы читаете слог СУВ, и в голове проскакивают слова "Суворов", "сувенир", которые рефлекторно вызывают зрительные образы в воображении.

Благодаря этому непроизвольному процессу, некоторые слоги попадают в память и могут быть воспроизведены. Но так как процесс протекает стихийно, то запоминание носит поверхностный характер, и слоги быстро забываются.
Опыты Эббингауза говорят о том, что эффективность запоминания зависит от развитости мыслительных процессов. Эффективность запоминания будет максимальной, когда для запоминания применяются специальные мыслительные алго- ритмы - специальная техника запоминания. Эффективность запоминания будет минимальной у человека с болезненными нарушениями мышления, например у лобных больных (не могут запомнить более четырех слов из десяти).

0

29

Теория памяти в мнемотехнике

Этот выпуск рассылки познакомит вас с моделью памяти, на которой основаны методы запоминания в мнемотехнике.
Мнемоническая модель памяти отличается от моделей па- мяти, с которыми вы могли познакомиться в психологической литературе. Поэтому, если вы собираетесь писать реферат или сдавать зачет по теме "Память человека", вам лучше использовать материал из учебников психологии.
Процесс "память"
Процесс "память" - психический процесс мозга, отвеча- ющий за образование и сохранение связей между нервными клетками.

http://se.uploads.ru/t/qIZgJ.png

Трудно свыкнуться с мыслью, что память - это связь.

Доктор бьет молоточком по нерву, мышца ноги рефлек- торно сокращается. Работает безусловный рефлекс, работает связь, генетически заложенная в мозг. Эта связь и есть память.

http://se.uploads.ru/t/2Or8N.png
Правильно организованный опыт облегчает понимание.

Вы приходите домой, и видите гитару на вешалке. Вы догадываетесь, кто пришел к вам в гости. Стимул "гитара" вызывает в воображении целостный образ человека, которого вы многократно видели с этой гитарой. Связь образа гитары с образом человека в вашей голове - это память.

http://se.uploads.ru/t/dn4Dh.png
Реакция на стимул возникает в воображении. Мозг достраивает картинку-стимул до целостного образа.

Запоминание
Запоминание - комплексный процесс накопления в мозге системы связей, на основе взаимодействия нескольких психи- ческих процессов: памяти, внимания, мышления, ощущения, представления.
Мнемотехника разделяет "память" и "запоминание". Эффективность запоминания зависит не только от памяти. Если у человека будет нарушен один из психических процессов

(мышление, внимание, представление), то запоминание станет невозможным, даже если процесс "память" будет исправным.
Запоминание бывает трех видов.

Непроизвольное запоминание

Когда вы идете по улице, ваш мозг автоматически фикси- рует связи между образами. Вам ничего не нужно делать для запоминания, так как глаза воспринимают уже соединенные образы.

http://se.uploads.ru/t/kj6Je.png
Восприятие образов с общим контуром - это сигнал для включения процесса «память».

Произвольное запоминание

Есть информация, которая не запоминается естественным образом. Если мы посмотрим на страницу книги, то мы не сможет её пересказать. Нам нужно прочитать эту страницу. Когда вы ставите себе цель запомнить что-то - это произволь- ное запоминание.
При чтении в голове возникают образы (мыленное кино), мы видим то, о чем рассказывается в тексте. Эти образы самопроизвольно соединяются. А дальше - как и в случае с непроизвольным запоминанием. Когда мы захотим переска- зать прочитанную страницу, мы будет вспоминать картинки и

будем описывать их словами. Поэтому пересказ прочитанного текста всегда приблизительный.

http://se.uploads.ru/t/JlV2D.png

Если бы слова текста не вызывали в воображении зрительных образов, мы бы не смогли ни понять, ни запомнить текст. Процесс преобразования слов в образы и есть понимание

Сверхпроизвольное запоминание

Тексты бывают разные по сложности. Есть тексты, в которых содержится много точных данных (числа, фамилии, названия, термины, формулировки, формулы и пр.) Когда мы читаем сложный текст, воображение "спотыкается" на точной информации, точная информация не преобразуется в образы. Сравните: карандаш лежит на столе. Или: ввести суппозито- рии ректально. То, что мозг не смог преобразовать в образы автоматически, "вырезается" из памяти, и при пересказе текста мы не можем вспомнить точные данные.

При чтении сложного текста человек делает остановки на точной информации, специально запоминает с помощью мнемонических методов последовательность абзацев текста и точные сведения в каждом абзаце. В голове создается об- разный конспект текста, который позволяет пересказать текст своими словами.

http://se.uploads.ru/t/EcCsH.png
Искусственными являются не методы запоминания, а информация, для запоминания которой мозг не приспособлен.

Мнемотехника учит переводить информацию на язык мозга, на язык образов
Способности запоминания обычного человека лежат где-то посередине между произвольным и сверхпроизволь- ным запоминанием. Почему посередине? Потому что каждый человек изобретает свои собственные приемы запоминания, когда сталкивается с необходимостью запоминать то, что мозг запоминать не умеет.

0

30

Инертность анализаторных систем

Возьмем в качестве примера зрительный и слуховой анализаторы. Анализаторные системы мозга обладают инерт- ностью. Инертность анализаторных систем часто путают с памятью. Психологи их так и называют: "иконическая память", "кратковременная память". Это вводит в заблуждение. Ведь процесс "память" - это образование связей. А в анализаторных системах никаких связей не создается.

Если мы посмотрим на цифры телефонного номера, напи- санные на бумаге, то мы некоторое время будем продолжать видеть эти цифры в воображении. Но они не сохраняются в мозге, мы не сможем их вспомнить уже через одну минуту.

http://se.uploads.ru/t/xckl1.png

Но если мы посмотрим на картинку, на которой несколько образов имеют один общий контур, то эта картинка попадает в память. В этом случае работает не только инертность анализа- торных систем, но и включается процесс память, реагирующий на соединенные образы.

http://se.uploads.ru/t/elZ6Q.png

Инертность зрительного анализатора хорошо наблю- дается в темной комнате. Когда глаза привыкнут к темноте, поднесите руку к лицу и на мгновение осветите ладонь искрой зажигалки. Последовательный образ появится примерно че- рез одну секунду и будет сохраняться около пяти секунд. Вы в буквальном смысле слова будете видеть свою ладонь.
Если мы прослушаем ряд цифр, то легко сможем повто- рить последние 5-7 цифр. Это проявление инертности слухо- вого анализатора. Но цифры эти не попадают в память. Уже через минуту мы не сможем их вспомнить.

Но если мы прослушаем предложение "На голубой таре- лочке стоит белая чашка с молоком", то к инертности слухово- го анализатора присоединяется работа памяти. Слова создают комбинацию образов в воображении. Связи между образами фиксируются процессом "память". Мы сможем вспомнить это предложение и на следующий день, и даже через месяц.

Инертность анализаторных систем основана на явлении медленной синаптической передачи. Когда нервная клетка по- лучает стимул, она выбрасывает "медленные" нейромедиато- ры, которые продолжают стимулировать следующую нервную клетку некоторое время, несмотря на то, что стимула уже нет.

http://se.uploads.ru/t/CH10g.png

Инертность анализаторных систем часто путают с памятью.
Так как связи в анализаторных системах не образуются, инертность анализаторных систем не может быть класси- фицирована как память. Это именно инертность, временная задержка стимула.
Тем не менее, именно инертность анализаторных систем чаще всего используется человеком для "запоминания". Со- знательно повторяя числа или прорисовывая их в воображе- нии, человек может задержать информацию в анализаторной системе длительное время, достаточное для того, чтобы найти карандаш и блокнот.

0


Вы здесь » Всё обо Всём. » библиотека » Все о памяти и способах запоминания