Как выпрямить кривые Эббингауза
Справка из энциклопедии.
Герман Эббингауз (1850 - 1909), немецкий психолог, представитель ассоцианизма. Положил начало эксперимен- тальным исследованиям высших психических функций, осо- бенно памяти. В работе "О памяти" (1885) показал влияние на запоминание количества запоминаемого материала, числа повторений, близости и направленности ассоциативных свя- зей, вывел забывание как функцию времени ("кривая Эббин- гауза"). Разработал тест для определения степени умственного развития. Автор многократно переиздававшихся руководств по психологии.
Эббингауз составил список из 2300 слогов, состоящих из двух согласных букв и одной гласной буквы между согласными (РОН, ДЕЦ и т.п.). Из таких слогов он составлял ряды длиною от 12 до 32 слогов.
Эббингауз считал, что для проверки памяти необходимо брать однородный материал. Такой, чтобы при его восприятии у человека не возникало никаких образов, никаких ассоциа- ций. Эббингауз рекомендовал - и с ним согласны большинство психологов - что тестовый материал для проверки памяти должен быть бессмысленным.
Опыты с памятью Эббингауз ставил на себе, по-видимо- му, считая себя типичной "нормой" в отношении способности запоминать. Это не вполне научно, хотя и не имеет значения, так как аналогичные опыты были поставлены другими психо- логами, и результаты в основном подтвердились.
Эббингауза интересовало, сколько раз нужно прочитать ряд бессмысленных слогов и проговорить (повторить) его, чтобы ряд слогов запомнился и мог быть воспроизведен без- ошибочно.
В результате своих опытов он получил классическую "кривую Эббингауза", на которой видно, что при многократ- ном повторении слогов в основном запоминаются первые и последние элементы ряды. Середина ряда выпадает из памя- ти, забывается. Особенно этот эффект заметен при попытке запомнить длинные ряды слогов.
Эббингауз также установил, что, несмотря на безоши- бочное воспроизведение материала, после его зазубривания (а именно такой метод запоминания использовался в опытах), информация начинает забываться уже через час. Другая клас- сическая кривая Эббингауза выглядит на графике плавной линией, резко уходящей вниз, к нулевой точке на графике, на котором "ноль" обозначает количество правильно воспроиз- веденных слогов.
В этих опытах следует обратить внимание на две особен- ности.
Первая - это подбор тестового материала. Запоминаемые элементы подбирались так, чтобы максимально затруднить сознательное запоминание, чтобы блокировать мышление при запоминании.
Вторая особенность - способ запоминания. Способ запо- минания заключается в многократном считывании и повторе- нии ряда слогов: прочитать, повторить, если есть ошибки, то ещё раз прочитать и повторить, если снова ошибки, то ещё раз прочитать и повторить. И так до нескольких десятков раз, пока не удастся повторить ряд слогов без ошибок. Такой метод запоминания всем хорошо знаком, в народе его называют "зубрежка".
Вы можете повторить опыт Эббингауза и можете убедить- ся в том, что применявшийся Эббингаузом метод запоминания (зубрежка) крайне неэффективен.
Попробуйте зазубрить ряд из двенадцати бессмысленных
слогов (слоги взяты из книги Челпанова "О памяти и мнемо- нике", 1903). При считывании и повторении постарайтесь честно отключить мыслительные процессы, не позволяйте своему мозгу преобразовывать бессмысленные слоги в ос- мысленные слова (ТОС - ТОСтер). В противном случае - при сознательном использовании мышления - результат вашего запоминания не будет соответствовать классическим законо- мерностям работы кратковременной памяти.
Достаточно прочитать ряд слогов всего три-четыре раза, чтобы раз и навсегда отказаться от такого метода запомина- ния, крайне низкая эффективность которого очевидна.
РОН - ДЕВ - ТЕВ - ТОС - ГИЗ - ТИМ - БАН - СУВ - КИМ - ВАГ - ДИН - ЛЕМ
Результаты запоминания могут значительно измениться, если при запоминании вы не будете полагаться на инертность слухового анализатора, емкость и особенности работы которо- го изучал Эббингауз, а попробуете подключить к запоминанию механизмы памяти, которые Эббингауз изолировал в своих опытах, специально подбирая бессмысленный материал для запоминания. Странное дело! Эббингауз в опытах изолировал память и при этом считается, что он изучал память.
Как известно (в мнемотехнике), основной механизм памя- ти очень простой. Для запоминания вам не следует пытаться повторять услышанное или прочитанное. Вам нужно созна- тельно образовать связи между запоминаемыми элементами. Чтобы образовать связи, необходимо перевести запоминае- мые элементы в образную форму (психологи называют это образной репрезентацией (представлением) информации). Как только вы преобразуете слоги в зрительные образы, вы сможете сознательно включить механизм памяти мозга. Для этого соединяйте пары образов в воображении. Чтобы мозг зафиксировал связь между двумя образами, вам достаточно удерживать в воображении два соединенных образа примерно в течение шести секунд.
Мнемотехника эксплуатирует естественный механизм памяти. Точно по такому же принципу фиксируются связи при
одновременном восприятии нескольких зрительных объектов (интерьер помещения, маршрут, когнитивные карты), на этом же механизме основано запоминание текстов - запоминаются связи между образами, возникающими в голове под стимули- рующим воздействием слов.
При сознательном использовании механизмов памяти (использование которых становится возможным благодаря подключению функции "мышление"), проявляются совер- шенно другие закономерности работы памяти, резко отлича- ющиеся от установленных Г.Эббингаузом:
для запоминания слогов достаточно медленно прочитать ряд всего один раз (запоминание с однократного восприятия каждого элемента);
- после запоминания ряд слогов легко воспроизводится в полном объеме и без ошибок, как в прямом, так и в обратном порядке;
- можно запомнить последовательно несколько рядов, например десять или двадцать рядов по 12 слогов, которые также будут воспроизведены безошибочно;
- отвлекающее задание после запоминания не влияет на качество припоминания, что, несомненно, свидетельствует о том, что мы имеем дело именно с памятью.
Это закономерности работы памяти, которые установ- лены мнемотехникой. Эти закономерности не описываются в учебниках психологии, несмотря на то, что были известны задолго до опытов Г. Эббингауза.
Давайте проверим.
Я помогу вам преобразовать слоги в зрительные образы. Ваша задача соединять образы в воображении парами. При этом важно не проговаривать слова, а именно видеть два сое- диненных образа в своем воображении. Крупно представляйте только два соединяемых образа.
РОН - ДЕВ - ТЕВ - ТОС - ГИЗ - ТИМ - БАН - СУВ - КИМ - ВАГ - ДИН - ЛЕМ
РОНдо (ментоловые конфеты) + ДЕВушка: на конфете
сидит девушка. Зафиксируйте связь в воображении несколько секунд, рассмотрите её.
ДЕВушка + пуТЕВка: девушка держит в зубах путевку. Обратите внимание, какую часть слова вы будете вспоминать.
пуТЕВка + ТОСтер: на путевке стоит тостер
ТОСтер + ГИльЗа: в тостере жарится гильза
ГИльЗа + ТИМур: в гильзе сидит Тимур (в пионерском галстуке; Тимур и его команда)
ТИМур + БАНан: на спине Тимура банан
БАНан + СУВенир: на банане стоит сувенир (лакирован- ная раковина, например)
СУВенир + КИМоно: в раковине кимоно (для занятия каратэ)
КИМоно + ВАГон: кимоно протыкает вагон ВАГон + ДИНозавр: в вагоне сидят динозавры ДИНозавр + шЛЕМ: на голове динозавра шлем
Эббингауз допускал многократное восприятие (считыва- ние) информации. Мы сделаем иначе. Сначала вы постарай- тесь вспомнить созданные связи, назовите образы словами, по словам восстановите первоначальные слоги.
Вспомните образ конфет "рондо", мысленно назовите картинку словом "рондо", назовите первоначальный тесто- вый элемент "РОН". Считайте с образа "рондо" следующую картинку "девушка", назовите её мысленно словом "девушка", назовите второй тестовый элемент "ДЕВ" и так далее.
Если что-то не вспомнится, подсмотрите и создайте связь ещё раз. Добейтесь безошибочного припоминания.
В большинстве случаев для гарантированного запомина- ния ряда его достаточно просмотреть два раза. Запоминание - проверка - исправление ошибок - полное припоминание.
Запишите на бумаге тестовую информацию (последова- тельность слогов) в прямом порядке. Запишите бессмыслен- ные слоги в обратном порядке.
Уже в этом простом упражнении вы можете столкнуться с "Эффектом первого образа", который описан в мнемотехнике. Смело записывайте образ, который сам вспыхивает в вашем воображении, даже если вы сомневаетесь в его правильности.
Вы сможете запомнить и сохранить в памяти десять аналогичных последовательностей. Для этого подготовьте десять вспомогательных образов, и первый образ каждой последовательности слогов свяжите со вспомогательным (опорным) образом.